Физиологи изучили особенности работы мозга первоклассников

НАУКАПрокомментируйте новость
Физиологи  изучили особенности работы мозга первоклассников

Физиологи РАМН провели серию экспериментов для выявления особенностей некоторых возрастных функций мозга детей, идущих в школу.

Выводы психологов и физиологов неутешительны: на фоне адаптации к новым знаниям, новому опыту, навыкам и привычкам, у детей в 35% формируются невротические состояния.

Невроз - это не просто нарушения, вызванные перегрузкой нервной системы. Невроз нарушает работу мозга и влияет на функции внимания, восприятия материала, памяти. Невроз является причиной формирования множества психосоматических заболеваний, тяжёлых детских депрессий и других отклонений в психике.

При переходе на школьное обучение наш ребёнок испытывает непомерные нагрузки, ему сложно выполнять предъявляемые требования к обучению.

С первых дней обучения в школе ребёнок должен суметь адаптироваться к изменившемуся динамическому режиму: он должен от 30 до 40 минут просиживать  в статической позе, не имея возможности сменить её. Регламентировано и время на перемене между уроками, дети должны успеть совершить определённые действия: подготовиться к следующему уроку, посетить туалет, сходить в столовую. Переход на новый режим динамических процессов происходит в организме медленно, в это время существует опасность формирования у детей нарушений осанки, возможно обострение уже имеющихся соматических заболеваний.

Физиологи считают, что в школе ребёнок попадает в новую, непривычную для него микробную среду. Даже при хорошо развитых навыках гигиены иммунная система малыша тоже подвергается повышенной нагрузке, требуется время для адаптации, поэтому дети в первом классе чаще болеют вирусными заболеваниями.

Что касается самого процесса обучения, то основной интерес учёных привлекают особенности внимания начинающего школьника.  Само по себе внимание – это умение выделить из большого количества поступающих сигналов главный. На котором нужно сосредоточиться. Ребёнок 7 лет этого делать не может. Для него любой сигнал – это повод направить на него внимание. Концентрироваться на чём-то одном он может с большим трудом и ненадолго. Более 2-3 минут даже самый усидчивый ребёнок удержать внимание на нужном виде деятельности не может. Он не умеет ещё отличать сигналы - «важные» и «не важные». Поэтому всё чаще учителя жалуются на появление большого количества гиперактивных детей, отвлекающихся по малейшему поводу и не способных усидеть на месте. На сегодняшний день таких детей в 1 классах от 10 до 40 процентов.

На самом деле то. что мы называем вниманием, состоит из двух систем. Это произвольное и непроизвольное внимание. Непроизвольное внимание регулируется теменной корой и активизируется при столкновении с необычными явлениями.  Произвольное внимание связано с лобной частью головного мозга и востребуется тогда, когда необходим поиск конкретной информации. Управление обоими видами внимания формируется у ребёнка к 8-9 годам. Поэтому первокласснику бывает трудно сохранять и анализировать то, что от него требует учебный процесс.

Большое значение в учебном процессе занимает и восприятие ребёнком мимики, жестов, интонации голоса учителя. Малыш привык к мимике и жестам родителей, воспитателей, по их тону легко может определить, правильно ли он поступает. А в школе он сталкивается с нейтральностью голоса учителя, сдержанной мимикой. Поэтому не всегда может определить, поощряют или порицают сделанную им работу.

Физиологи и психологи советуют родителям учитывать все эти особенности детского организма. Его физиологические потребности, необходимость движения. При занятиях с ребёнком  нужно стараться часто менять вид деятельности, способствовать проявлению творчества в процессе обучения.

Метки
Комментировать
Эту новость прокомментировали раз

С деньгами плохо: россияне стали чаще менять работу

ОБЩЕСТВО

Чаще всего жители страны ищут место, где платят больше.

Елена Блиновская выступила в суде и признала свою вину: блогерша не сдерживала слёз

КУЛЬТУРА

Сегодня решится, отпустят ли Елену из СИЗО или продлят ей нахождение под стражей