Первый теракт на Украине: российские ФСБ и МВД 25 лет назад обезвредили террориста, взявшего в заложники воспитательницу детсада и ее подопечных

ОБЩЕСТВО4 комментария
Первый теракт на Украине: российские ФСБ и МВД 25 лет назад обезвредили террориста, взявшего в заложники воспитательницу детсада и ее подопечных

Игорь Чичкин работал шахтером в Суходольске и сумел добыть три килограмма тротила. Он требовал самолет и миллион долларов.

Громкие теракты и спустя годы живы в памяти людей, особенно тех, кого они коснулись лично. Менее памятны предотвращенные теракты: раз все кончилось хорошо и никто не погиб, то и слава богу. Люди гораздо острее реагируют на плохое, запоминают крепко и надолго.

Захват заложников в Суходольске в феврале 1994 года был как раз терактом со счастливым концом, но помнят его хорошо – и в России, и на Украине. Происшествие было действительно из ряда вон выходящим. Во-первых, заложниками стали совсем маленькие дети – 3-4 года. Во-вторых, необычными были и место действия, и участники событий. Спецоперацию проводили российские офицеры ФСБ и МВД, хотя захват произошел в Суходольске, на Украине. В наши дни Суходольск это уже и вовсе третья страна – частично признанная Луганская народная республика. Три части в прошлом единого могучего государства, разъединенные, а затем и рассоренные между собой.

Когда более четверти века назад произошел этот первый для Украины теракт, никто и представить себе не мог жуткие события 2013-14 годов, войну в Донбассе, появление ЛНР и ДНР. Несмотря на развал СССР, в 90-е годы между Россией и Украиной сохранялись тесные дружеские связи. Вопрос, помогать ли попавшему в беду соседу, даже не возникал.

Захват «Теремка»

Самое начало 90-х, совсем недавно прекратил существование СССР. В России – приватизация, нищета, расцвет криминала, на Украине дела не лучше. Однако теракты еще не были чем-то привычным. А в маленьком шахтерском Суходольске с населением 20 тысяч человек никто даже не верил в их возможность.

Утро 3 февраля 1994 года начиналось как обычно: взрослые шли на работу, дети – по садикам и школам. Но для детского сада «Теремок» этот день стал особенным из-за местного жителя, забойщика шахты «Дуванская» Игоря Чичкина. В анамнезе у Чичкина была черепно-мозговая травма, полученная в ДТП, попытка самоубийства – он выбросился за борт, когда служил на рыболовецком траулере. Потом неудачный брак (жена ушла от него), некоторое время Чичкин лежал в психиатрической лечебнице. А когда выписался, в голову Чичкину пришло роковое решение – отправиться за границу. Точнее – улететь на захваченном самолете. Достать тротил в шахтерском городке труда не составило. Так забойщик шахты «Дуванная» превратился в опасного преступника с садистскими наклонностями – например однажды он убил кошку и выжег ей глаза сигаретой.

Игорь Чичкин, забойщик шахты «Дуванная». В феврале 1994 года он взял в заложники воспитанников детского сада

Игорь Чичкин, забойщик шахты «Дуванная». В феврале 1994 года он взял в заложники воспитанников детского сада

Когда дети садились завтракать, мужчина вошел в ясельную группу с грузом взрывчатки на груди. Его лицо скрывала маска. Три килограмма тротила легко превратили бы здание в руины, не оставив никого в живых.

Сотрудники детсада не знали о бомбе и решили, что это розыгрыш. Воспитатель Галина Бабикова попыталась стащить с нежданного гостя маску, но мужчина ударил ее в лицо. Стало ясно, что это не шутки.

Чичкин требовал 500 тысяч долларов и самолет до Лондона, в противном случае он обещал взорвать самодельную бомбу и «размазать детей по стенам». Позднее он захочет уже миллион долларов, изменится и маршрут полета.

Тот самый Ту-144, в котором Чичкин собирался лететь за рубеж

Тот самый Ту-134, на котором Чичкин собирался лететь за рубеж

Когда воспитательница позвонила в милицию, ей сперва не поверили – мол, откуда террористы в Суходольске. Тем не менее, вскоре к садику приехали сотрудники МВД и СБУ. «Снять» террориста снайперским выстрелом было рискованно – в зубах преступник сжимал провода, тянувшиеся от взрывчатки на поясе.

Всего Чичкин захватил девятерых детей, воспитательницу и нянечку. Лететь в Лондон он собирался из Ростова-на-Дону – из ближайшего международного аэропорта. Террорист решил ехать на машине скорой помощи – их пропускали на трассе и практически не проверяли на границе.

Перед выездом преступник отпустил большую часть заложников, оставив в плену нянечку Татьяну Устинову и двоих детей – Антона Хорта и Женю Асеева.

Путь в Ростов

И вот скорая отправилась в путь. До границы машину сопровождали украинские силовики, после – вступили в дело российские спецслужбы. В Ростовской области постарались сделать все, чтобы замедлить движение скорой, направив ее не напрямую, а через Новочеркасск.

Руководили спецоперацией два начальника штаба – глава управления ФСБ по Ростовской области Юрий Кузнецов и глава регионального управления МВД Михаил Фетисов.

К 14.30 автомобиль приехал к аэропорту Ростова, его пропустили на летное поле, где к вылету был подготовлен лайнер Ту-134. К тому времени планы террориста изменились – он решил лететь в Нью-Йорк. Позднее выяснилось, что Чичкин надеялся вылечить в США свой психический недуг.

В самолете уже была готова группа захвата – трое сотрудников ФСБ и двое милиционеров, переодетые в летную форму. Подобрать одежду на рослых оперативников оказалось непросто, пришлось даже обращаться к отдыхающим в пансионате пилотам.

«Пока ждали, обсудили линию поведения, порядок действий – было решено первым делом выхватить детей и выбросить преступника из самолета. Если бы взрыв произошел вне салона, у всех нас был бы шанс выжить», – рассказал «Блокноту» участник спецоперации, сотрудник ФСБ Сергей Чапчиков.

Сергей Чапчиков, принимал участие в спецоперации в аэропорту Ростова в 1994 году

Сергей Чапчиков, принимал участие в спецоперации в аэропорту Ростова в 1994 году

Нокаут

Переговоры с Чичкиным вел один из руководителей штаба, офицер ФСБ Алексей Жало. Нервничающего террориста с трудом удалось уговорить выйти из машины. Наконец он направился к трапу с ребенком на руках. Татьяну, которая несла второго ребенка, преступник держал за волосы.

Когда Чичкин вошел в салон, оперативник Юрий Рыбакин ударил его в лицо. Ребенка перехватил Сергей Чапчиков, который нанес террористу второй удар – пистолетом по голове. Чичкин выпал из салона самолета и рухнул на трап.

Но все находившиеся в самолете по-прежнему были в смертельной опасности. Чичкин лежал на ступеньках трапа лицом вниз. Подобраться к бомбе было сложно, а она могла взорваться в любой момент. Несмотря на это, сотрудники ФСБ сумели заковать террориста в наручники и накрыли его своими телами, затем трап отъехал подальше от самолета. Взрыва не произошло.

«В такой ситуации просто не думали: опасно-не опасно. Надо было действовать. Вообще люди в группе были героические: вот старший группы, Алексей Панин, он кадровый спецназовец, воевал в Афганистане. У Алексея тогда уже было три ордена, за участие в операции получил четвертый», – сказал в разговоре с «Блокнотом» Сергей Чапчиков.

Позднее оказалось, что террорист не сумел бы привести план в исполнение – у бомбы не было детонатора. Чичкин либо забыл про него, либо, что более вероятно, детонатор просто выпал по пути.

Суд признал Игоря Чичкина невменяемым. Его поместили в психиатрическую больницу Днепропетровска с диагнозом «шизофрения».

За успешное проведение операции ее участников наградили орденами и медалями. Не осталась в долгу и украинская сторона. В мае 1994 года в Ростов-на-Дону приехали представители МВД и СБУ, которые вручили героям памятные подарки.

Глава ФСБ Сергей Степашин вручает награду участнику спецоперации Сергею Чапчикову. Слева направо: глава УФСБ по Ростовской области Юрий Кузнецов, директор ФСБ Сергей Степашин, начальник УФСБ России по Северо-кавказскому военному округу  Владимир Латышев, капитан ФСБ Сергей Чапчиков

Глава ФСБ Сергей Степашин вручает награду участнику спецоперации Сергею Чапчикову. Слева направо: глава УФСБ по Ростовской области Юрий Кузнецов, директор ФСБ Сергей Степашин, начальник УФСБ России по Северо-кавказскому военному округу
Владимир Латышев, капитан ФСБ Сергей Чапчиков

Спустя 25 лет

Из пяти участников группы захвата, освобождавших заложников, двоих уже нет в живых. Начальник подразделения «Альфы» Анатолий Гладков был убит в Чечне в 2000 году, а командир СОБР Михаил Перов погиб в авиакатастрофе в Ростовской области в 2009 году. Сергей Чапчиков, Алексей Панин и Юрий Рыбакин живы, здоровы и успешны.

Захват заложников в Суходольске стал первой успешной спецоперацией против терроризма на счету российских спецслужб. То, что операция прошла на высочайшем профессиональном уровне, «четко и гладко, без сбоев» авторитетно подтвердил «Блокноту» руководитель ростовской организации ветеранов органов госбезопасности Владимир Куценко.

«Работать сейчас органам сложнее – терроризм вышел на новый уровень. Кроме того, когда мы служили, у нас подспорьем было государство. Обеспечение безопасности было общим делом, – рассказал он в разговоре с корреспондентом «Блокнота», – Задачи наши конечно изменились, хоть и несильно, а  вот профессионализм однозначно вырос. Владимир Куценко отметил, что раньше органы госбезопасности больше занимались профилактикой, упреждением преступлений. Сейчас о профилактике говорить неуместно – слишком много другой работы.

«И нет у молодых той размеренной жизни, которая была у нас. Им сейчас очень сложно», – добавил ветеран.

В 2019 году история Украины может совершить очередной непредсказуемый поворот – 31 марта пройдут президентские выборы. Неизвестно, как сложатся отношения Москвы и Киева, начнется ли потепление или грядет еще больший раскол. Политические игры подвластны лишь сильным мира сего, но даже они не могут предвидеть, как отзовутся в будущем их поступки.

И Россия, и Украина сильно изменились за четверть века, прошедшие со дня захвата заложников в Суходольске. Изменились и масштабы одной из главных проблем всего мира – терроризма. На арену вышли новые персонажи – более циничные, расчетливые и технически оснащенные. Стали другими и методы борьбы с ними. Не меняется только жесткий принцип – никакой пощады. Можно многое подвергать сомнению, но тезис о том, что терроризм однозначное зло – никогда. По этому принципу и живут сотрудники спецслужб – как 25 лет назад, так и сейчас.

Метки

До майских праздников: Украина готовится ударить по Крымскому мосту

СМИ: материалы на задержанного замминистра обороны Иванова собирали пять лет

Терактом по России: "двойной агент" рассекретил "расстрельный" список Службы безопасности Украины

Комментировать
Эту новость прокомментировали раз

С деньгами плохо: россияне стали чаще менять работу

ОБЩЕСТВО

Чаще всего жители страны ищут место, где платят больше.

Елена Блиновская выступила в суде и признала свою вину: блогерша не сдерживала слёз

КУЛЬТУРА

Сегодня решится, отпустят ли Елену из СИЗО или продлят ей нахождение под стражей