По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), за прошедший 2016 г. оборот этой отрасли увеличился на 21% и составил 920 млрд руб. Вместе с тем уже который год подряд оборот розничной торговли существенно сокращается по причине снижения покупательной способности населения. Как свидетельствует Росстат, в 2016 г. объем продаж снизился на 5,2% и составил в сопоставимых с 2015 г.ценах 28,3 трлн руб.
Трансграничная торговля
По данным АКИТ, за I квартал 2017 г. оборот интернет-торговли в РФ вырос на 14% и составил 240 млрд руб. Такими темпами к концу текущего года эта отметка может превысить 1,1 трлн руб.
Популярность направления объясняется тем, что интернет позволяет приобретать товары из-за границы напрямую. По итогам текущего года, прогнозирует АКИТ, объем трансграничной торговлиможет составить 420 млрд руб., или 37% от общего объема интернет-торговли в России. Как сообщает Ecommerce Foundation, по частоте совершения трансграничных покупок население России занимает второе место среди жителей других стран Европы. Опережает РФ только Люксембург – государство, вовсе не имеющее собственного производства.
Тем не менее, несмотря на высокий спрос, потребители высказывают множество претензий к трансграничной интернет-торговле. Как сообщается в Ecommerce Foundation, жалобы касаются скорости доставки (17% опрошенных), технических сбоев (13%) и повреждения товаров (9%).
По данным АКИТ, доля товаров из Китая составляет порядка 90% от всех отправлений. Примерно 2% приходится на США и Великобританию, около 1% – на Францию, Италию и Германию. В денежном эквиваленте доля интернет-покупок из КНР составляет 52%, ЕС – 23%, США – 12%. Подобные различия связаны с более низкой стоимостью средней покупкииз Китая.
Самым популярным порталом для закупоку россиян является Aliexpress. Как отмечает Алексей Маслов, заведующий отделением востоковедения НИУ ВШЭ,в 2017–2018 годах объемы электронной торговли между РФ и Китаем могут возрасти на 20%.
Грузоперевозки из Китая
Директор управления маркетинга и коммерческой деятельности группы компаний «Деловые Линии» Давид Шамаев считает, что направление автомобильных грузоперевозок из Китая в Россию имеет огромные перспективы и его стоит активно развивать. По словам представителя транспортной компании(одной из лидирующих на рынке сборных грузов с долей около 26%), «бенефициарами роста трансграничной интернет-торговли» станут организации, которые смогут продемонстрировать потребителю качественный, удобный и быстрый сервис.
Как на трансграничном, так и на локальном рынке наиболее востребованными категориями товаров остаются одежда и обувь, а также электроника и бытовая техника. По данным АКИТ, доля заказанной одежды и обуви на локальном рынке составляет 22%, на трансграничном – 36%. При этом автомобильные перевозчики стали переманивать клиентов у железнодорожных операторов, которые на сборных грузах не специализируются.
Алексей Безбородов, директор исследовательского агентства InfraNews, отмечает, что в настоящее время между РФ и Китаем нет активных автомобильных трансграничных перевозок. И из-за отсутствия предпосылок для роста потребления не стоит рассчитывать на резкое увеличение объемов интернет-торговли, ведь она служит альтернативой розничных продаж и к тому же более децентрализована.
Сибирь в центре внимания
ВГК «Деловые Линии» намерены активно развивать трансграничные перевозки в СФО. Как сообщил Давид Шамаев, «в настоящее время мы ведем разработку направлений отдельных схем перевозок, строим взаимоотношения с китайскими интернет-магазинами».
При этом большую часть внимания «Деловые Линии» хотят уделить обслуживанию B2B-сектора. Как поясняет Д. Шамаев, в качественных комплексных услугах по доставкам партий грузов из КНР нуждается именно этот сектор рынка. Полученный опыт, по словам директора управления маркетинга ГК, будет применяться при работе с конечным потребителем при выходе на массовый рынок.
Стоит отметить, что строительство автомагистрали Европа – Западный Китай длиной 8445 км, которая свяжет Европу, РФ, Казахстан и КНР, поспособствует развитию данного направления грузоперевозок.
В силу географического расположения жители Северного Федерального округа первыми ощутят на себе все плюсы нового направления торговли. Как полагают эксперты, развитие рынка трансграничных автомобильных грузоперевозок приведет к усилению конкуренции, что в свою очередь позитивно скажется на итоговой стоимости товаров.
По данным АКИТ, именно СФО демонстрирует самые быстрые темпы роста объемов в интернет-торговле. В I квартале 2017 г. его прирост составил 22,5%, далее следует ДФО – 20,4%, затем УФО – 18,4%
Самое интересное: