Информационное обеспечение выборов в России будет организовано по-другому

РЕГИОНЫ27 комментариев
Информационное обеспечение выборов в России будет организовано по-другому

Нынешней весной объектом широкой критики в СМИ стали новации в выборном законодательстве.

Недовольство прессы вполне понятно – журналистов прежде всего не устраивают новые правила работы на избирательных участках. Хотя, как уже не раз прозвучало в федеральной прессе, введенные в канун думских выборов ограничения стали реакцией на поведение так называемых несистемных наблюдателей, многие из которых обосновывали свое присутствие на участках временными журналистскими аккредитациями.

В каких условиях теперь предстоит работать СМИ на выборах? По каким правилам кандидаты должны будут вести агитацию? Эти вопросы по законодательным изменениям мы задали нашему эксперту Роману Савичеву, возглавляющему «Юридическое агентство «СРВ» (по версии ежегодного рейтинга «Право.ru-300» оно признано одним из крупнейших в России).

savichev

– Надо отметить, что в этом году существенные изменения постигли одну из наиболее «стабильных» глав Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в которой речь идет об организации информационного обеспечения выборов, – говорит Роман Савичев. – Причем появились новые нюансы как по информированию избирателей, так и по проведению предвыборной агитации.

К примеру, правовой статус в выборных кампаниях, скажем так, получили сетевые издания и сайты СМИ – к ним предъявляются те же требования, что и к средствам массовой информации даже в том случае, если ресурс как СМИ не зарегистрирован.

Если ранее закон несколько пространно гласил, что деятельность организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации по информированию избирателей, участников референдума осуществляется свободно, то теперь норма несколько конкретизирована. Редакции вправе публиковать или выпускать в эфир интервью с кандидатами, сообщения о них, делать передачи и организовывать мероприятия с их участием – то есть формы подачи информации могут быть совершенно различны. Но информируя читателей и зрителей о ходе кампании, СМИ должны отказаться от собственных комментариев и оценок, давать материалы исключительно отдельными информационными блоками, при этом соблюдая равенство кандидатов и избирательных объединений.

В этом плане новым стало такое понятие, как «дискриминация (умаление прав)» кандидатов и избирательных объединений. Согласно закону, информируя о ходе кампании, СМИ не должно явно симпатизировать кому-то из участников «гонки», в том числе за счет неравного распределения эфирного времени или печатной площади между ними.

Теперь о самом нашумевшем – о полномочиях представителей средств массовой информации. Для полноценной работы на выборах им потребует аккредитация. Таким образом, в отличие от прежней практики будет проверяться, являются ли журналисты «настоящими», то есть давно работающими в профессии. Законодатели решили, что это поможет в некотором плане отделить «зерна от плевел» и не допустить, чтобы фактические наблюдатели на выборах прятались за статусом журналистов. На первых ведь лежит надзорная функция, а вторые заняты только в процессе информирования.

Аккредитация журналистов на избирательные участки и заседания избиркомов, где будут подводиться итоги голосования, будет проводиться за три дня до выборов. Получить ее смогут только сотрудники, работающие в СМИ не менее двух месяцев по трудовому или гражданско-правовому договору. Здесь, как видим, «прикрепление» к какому-то конкретному участку лишает журналиста права наблюдать за ходом голосования, меняя локацию по своему усмотрению, например, направляясь туда, где во время выборов произошла конфликтная ситуация.

Произошли изменения и в порядке проведения предвыборной агитации. В частности, несколько иным стало понятие агитационного периода. Для избирательного объединения он начинается со дня принятия им решения о выдвижении кандидата или их списка. А агитационный период для кандидата, выдвинутого в составе списка, начинается со дня представления в соответствующую избирательную комиссию этого списка. Что касается кандидата, выдвинутого непосредственно, то в избирательную комиссию сначала должно поступить его заявление о согласии баллотироваться. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.

Предвыборная агитация на телеканалах, в печатных и сетевых изданиях стартует за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.

Кстати, важно, что на законодательном уровне наконец урегулировано право отказа муниципальных СМИ от предоставления платного эфирного времени и печатной площади при проведении выборов в федеральные и региональные органы государственной власти.

Наконец, теперь кандидаты на выборах всех уровней, кроме президентских, должны будут сами участвовать в телевизионных дебатах. Если они отказываются от этого, то доля их бесплатного эфирного времени будет распределяться между остальными участниками.

Последние изменения, внесенные в федеральный закон, коснулись использования в агитационных материалах чьих-то высказываний и изображений. Понятно, что сами кандидаты должны мелькать в газетах, всевозможных листовках и на телеэкранах. А вот использование изображений их супругов, детей (включая детей, не достигших возраста 18 лет), родителей и других близких родственников не допускается. Кроме того, появилась новая норма, согласно которой запрещено размещение в агитках каких-то высказываний об избирательном объединении или о кандидате лица, не имеющего права проводить предвыборную агитацию.

Резюмируя всё это, хочу отметить, что изменениями в выборном законодательстве не только устранены противоречия, но и в значительной степени более детально урегулированы особенности взаимодействия избирательных комиссий и кандидатов со средствами массовой информации в период проведения выборов. По этому поводу звучит очень много мнений: одни настаивают, что новации помогут обеспечить гласность и прозрачность избирательных процедур, другие восприняли их крайне негативно и толкуют лишь в свете ограничения чьих-то прав. Но мне кажется, «ярлыки» клеить еще очень рано. Какое практическое воплощение получат новые нормы, мы сможем увидеть лишь в сентябре.

В Ставрополе мужчина утопил 5-летнего сына сожительницы и выбросил на помойку

«Всё, что нашли за полгода»: в зоне СВО ликвидирован вступивший в ВСУ телеведущий Петр Цурукин

Как выборы-2024 стали плебесцитом о доверии и уникальным результатом Путина

Комментировать
Эту новость прокомментировали раз

Это теракт: теории заговора из-за обрушения моста распространяются в США

В МИРЕ

Американцы увидели в происшествии знаки большой беды.

"Расходный материал": эксперт раскрыл, кто "реанимировал" ИГИЛ* для теракта в "Крокусе"

ОБЩЕСТВО

Украинские спецслужбы вербуют любых противников россиян для совершения терактов, отметил сотрудник Института политических исследований Арсения Григорьева.

«Молитесь, чтобы не было слишком поздно»: Россия собирается идти в новое большое наступление на фронте СВО

В МИРЕ

Сразу несколько крупнейших западных изданий - The Economist, The Times, Welt и Politico – прогнозируют грядущие перемены на фронте СВО

Алла Пугачева и терроризм: певице припомнили, как она еще во время Норд-Оста предлагала России капитулировать

ОБЩЕСТВО

«Во имя невинно страдающих и погибающих неизвестно за что, лучше признать поражение в войне, чем вот так долго продлевать эту кровавую победу», - заявила певица журналистам.