Правительство Алексиса Ципраса в плане, представленном Еврогруппе, отдельным пунктом прописало борьбу с контрабандой бензина в Греции, однако насколько это возможно, решил разобраться немецкий Spiegel.
Греция решительно возьмется за борьбу с «бензиновыми контрабандистами». В письме министра финансов Греции Яниса Варуфакиса, адресованном председателю Еврогруппы Йеруну Дейсселблуму, говорилось, в частности, о том, что «греческое правительство безотлагательно намеревается предпринять в этой сфере необходимые меры...». Однако насколько это под силу честолюбивому Алексису Ципрасу и его блистательным помощникам? В этом попытался разобраться немецкий Spiegel.
В статье, опубликованной 26 февраля, журналисты немецкого издания раскрыли ключевые схемы, в борьбе с которыми потерпело фиаско не одно греческое правительство. Действительно, за последние 20 лет Греция потеряла из-за «бензиновой контрабанды» свыше 25 млрд евро (для сравнения: в настоящее время Афины должны всему оставшемуся миру порядка 320 млрд евро), но, как ни пытались греческие чиновники хоть как-то совладать с этим вопиющим обманом, им ничего не удавалось. Слишком уж коррумпирована данная сфера - в ней повязаны все - от владельцев заправок до сотрудников таможни и портовой полиции.
Итак, Spiegel разобрался в ключевых схемах контрабанды бензина и связанных с ним «обманок». Всего их, по заверению издания, четыре. Это подтверждает и новый замминистра финансов Димитрис Мардас.
Во-первых, это, пожалуй, самое безобидное и объяснимое, обман начинается снизу. Известно, что 10% реализуемого бензина в Греции разбавлено топливом с более низким октановым числом. Эта проблема особенно остро стоит в небольших греческих городках и селениях, где конкуренция очень низка. И надо сказать, у владельцев заправок силен соблазн залить что-нибудь не то в бензоколонку, цена на бензин в Греции - одна из самых высоких в Европе, 64% которой слагается из различного рода сборов и поборов. Впрочем, наиболее продвинутые предприниматели используют в податочном аппарате микрочип, так что топливораздаточная колонка обманывает и саму себя, и автовладельца, показывая неправильные данные по идущему в бак топливу.
Во-вторых, контрабандисты обратили внимание на судовой дизель, который в отличие от обычного не облагается в Греции налогом. Стоимость подобного топлива не превышает 60 центов за литр. Часто судовладельцы отчитываются, положим, о 20 тоннах, необходимых для совершения рейса, часть дизеля они расходуют, а другую часть сливают в нелегальные баки-хранилища, которых в Греции насчитывается свыше 200. Оттуда предприимчивые греки продают дизель владельцам грузовиков или используют для обогрева зимой. Впрочем, если правоохранителям и удается что-либо разнюхать, то перед началом операции, согласно законодательству, они должны сообщить об этом портовой полиции, а там у судовладельцев свои рычаги влияния.
В-третьих и в-четвертых, контрабандисты делают упор на собственные завязки среди таможенников. Так, водитель бензовоза, следующего из Греции, допустим, в Турцию, заполняет декларацию об экспорте топлива, а затем, отсутствуя несколько часов, возвращается обратно в Грецию с тем же количеством бензина, что он задекларировал. В этой схеме любопытно то, что бензин, который экспортируется из Греции, налогом не облагается - в отличие от топлива, реализуемого на внутреннем рынке. Но особенно популярна другая обманка - так называемый «бермудский треугольник». Водитель бензовоза приезжает на таможню и декларирует точное количество топлива, которое он намерен вывезти за пределы Греции, ему выдают соответствующее свидетельство. Он покидает греческую таможню и... исчезает. Одна такая махинация с 30 тысячами литров бензина приносит каждому злоумышленнику маржу в 9 тысяч евро. И как с этим бороться? - задается вопросом Spiegel.