Согласно новым данным, и экипаж, и пассажиры президентского лайнера были «под градусом», а на приземлении, несмотря на непогоду, настоял глава ВВС.
Внезапно выяснилось, что опубликованная еще в 2010 году расшифровка звуков из кабины пилотов самолета президента Польши в последние минуты перед падением была неполной. Следователи по каким-то причинам скрыли примерно треть стенограммы разговоров, из которых следует, что экипаж лайнера пил на борту, а управлять самолетом капитану мешали посторонние.
Так, на записи слышны такие диалоги, как: «Что это? — Пивко. А ты не пьешь?», или как стюардесса обращается к кому-то с вопросом: «Выпьешь?» и получает уверенный ответ: «Да!». И все бы ничего (в конце концов, стюардесса могла, например, предлагать вино кому-то из пассажиров), но данные разговоры происходили в кабине пилотов в момент, когда капитан пытался решить, как посадить лайнер в сложных погодных условиях.
Прокуратура при этом подтверждает наличие стенограммы, но настаивает, что экипаж Ту-154 был трезв, что показала экспертиза.
Про «пивко» «прямо над ухом» командира корабля говорил кто-то посторонний, что подтверждает теорию о том, что в кабину пилотов все время заходили, как члены экипажа, так и скучающие пассажиры. Указывала, как делать свою работу капитану, и бортпроводница, которая почему-то «решает», во сколько они должны приземлиться, и глава протокола Польши Мариуш Казана, который «ругает» за то, что полет вышел из графика и отказывает пилоту, когда тот предлагает посадить самолет на запасной аэродром – в Минск или Витебск. Казана настаивает, что надо пытаться посадить самолет на аэродром Смоленск-Северный «до тех пор, пока не получится».
Вскоре между ними происходит другой диалог:
Капитан: «Господин директор, появился туман, при таких условиях мы не сможем приземлиться. Попробуем подойти, сделаем один подход, но, скорее всего, ничего из этого не получится!»
Казана: «Будем пытаться, пока не получится».
Капитан: «Нам бензина не хватит до тех пор, пока не получится».
Казана: «Значит, у нас проблема!»
Также «неоценимый» вклад в исход полета внес глава ВВС Польши Анджей Бласик, который пребывал в кабине пилотов в момент падения и фактически руководил управлением летящего на смерть корабля. «Мы должны сделать это до конца!» - кричит он капитану, когда до земли остается меньше 300 метров. Затем: «Поместишься. Смелее». Вскоре командир лайнера уже кричит, не выбирая выражений, а последними словами Бласика оказались: «Значит, бух!».
Напомним, катастрофа Ту-154, на котором летели президент Польши Лех Качиньский с женой, высшие польские чиновники и другие высокопоставленные лица, произошла 10 апреля 2010 года под Смоленском. Самолет из-за тяжелых погодных условий (туман) не смог совершить посадку и разбился. Все, кто был на борту, погибли.
Несмотря на то, что винить в катастрофе можно погоду или некомпетентность экипажа, польская сторона упорно пытается возложить вину в той или иной степени на Россию. Так как доказательств того, что президент Владимир Путин чуть ли не лично заказал польского коллегу (на чем настаивают радикальные поляки), так и не нашлось, польская прокуратура ограничилась обвинением в причастности к трагедии двоих диспетчеров смоленского аэропорта.