Бывший гендиректор Merlion Симоненко просит защиты у Бастрыкина от разбушевавшихся партнёров, которых отпустили на свободу.
*Главное следственное управление СК России 17 февраля 2022 года прекратило уголовное дело в отношении Алексея Абрамова, Олега Карчева, Владислава Мангутова и Бориса Левина в связи с отсутствием события инкриминируемых им преступлений.
Также за Абрамовым А.П., Левиным Б.В., Мангутовым В.Р., Карчевым О.Г. признано право на реабилитацию, включающее в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление иных прав.
В то же время Вячеслав Симоненко сам перешел в статус обвиняемого – ему инкриминировали фальсификацию доказательств (ст. 303 УК), заведомо ложный донос (ст. 306 УК РФ) и дачу ложных показаний (ст. 307) в отношении совладельцев Merlion.
21 февраля 2022 года Басманный суд Москвы 21 февраля арестовал Вячеслава Симоненко. Адвокаты совладельцев и топ-менеджеров Merlion указывают: уголовное преследование их подзащитный стало возможным «в результате противоправных действий организованной группы лиц, что и было подтверждено полученными доказательствами» и завершилось предъявлением обвинений Вячеславу Симоненко». Расследование его уголовного дела еще не завершено.
Эта история могла бы лечь в основу остросюжетного сериала, или сочного голливудского триллера. В условном сценарии, основанном на реальных событиях, есть и миллионы долларов, и «плохие парни», и боевики с Донбасса, и попытка сжечь всю семью заживо. Все эти события прямо сейчас происходят вокруг конкретных людей – известных бизнесменов в мире IT. А главный герой этого расследования – бывший гендиректор компании Merlion Вячеслав Симоненко, похоже, действительно в опасности.
Акции, деньги, обвинения в воровстве
Вячеслав Симоненко отдал компании Merlion 17 лет. Из них долгое время возглавлял эту коммерческую структуру. Позже руководил подразделением Merlion – Tegrus. Он скопил на счетах организации порядка $5 млн. Когда совладельцы Merlion решили с ним расстаться, то попросили переписать акции компании Tegrus «на их человека».
«Акции Tegrus тогда стоили $10 млн и весь пакет (100%) был оформлен на меня», - говорит Симоненко.
Ему обещали, что как только он перепишет ценные бумаги, то ему выплатят $5 млн.
Совладельцы Merlion даже сделали первый транш – $500 тысяч.
В январе 2015 года произошёл тот самый разговор с акционерами. Учредители предложили Симоненко, цитата: «разойтись».
«Главное условие – аккуратно сдать дела – я выполнил, - вспоминает Симоненко, - Поэтому хотел получить свои $4,5 млн. Совладельцы компании сначала не спорили, обещая все вернуть. Но после того как я нотариально оформил акции ООО «Тегрус», выплаты прекратились».
Помимо условия акционеров «сдать дела», один из бенефициаров Merlion Алексей Абрамов попросил Симоненко пройти проверку на полиграфе.
«Абрамов говорил, что в компании вскрылись хищения и проверяют топов. Так как я ничего не воровал, то, конечно, согласился пройти полиграф, - вспоминает Симоненко, - Проводил его лично начальник службы безопасности Merlion Борис Левин со своей подручной. Потом он, видимо, принёс выписки и результаты полиграфа с его личной интерпретацией. Представил всё акционерам так, что, мол, я ворую деньги. Но мне про это тогда не говорили ничего. Просто сказали на встрече в июле 2015 года, что я – вор. И начали мне угрожать».
О существовании реальных доказательств финансовой нечистоплотности Симоненко до сих пор ничего не известно. Хотя Левин утверждал, что у него, мол, есть счета в иностранных банках. И эти средства, по мнению «безопасника», он украл, работая в компании Merlion.
«Поэтому бенефициарами принято решение обнулить премию Симоненко и прекратить выплаты», - заявил Абрамов.
Месть, боевики и бутылки с напалмом
В 2015 году стало понятно, что отношения троих акционеров Merlion (Владислава Мангутова, Олега Карчева и Алексея Абрамова) и бывшего гендиректора этой компании зашли в тупик.
Симоненко вспоминает, что совладельцы Merlion так и не объяснили, в чем конкретно его подозревают.
«Я ответил им, что готов с адвокатами Merlion посетить банки, где у меня, якобы, счета. Чтобы они убедились, что их не существует».
В результате этого конфликта каждый остался при своём мнении. Симоненко рассказывает, что не стал судиться с бывшим начальством. Говорит, уже тогда опасался за собственную безопасность и безопасность своей семьи.
В ночь с 4 на 5 сентября 2015 года загородный дом Симоненко в Красногорске забросали бутылками с напалмом. Бывшему руководителю Merlion и его семье (в доме были дети) сильно повезло. Камеры видеонаблюдения зафиксировали момент нападения. Позже выяснится, что преступление совершили два боевика – участника военных конфликтов на Донбассе.
Интересно, что один из поджигателей потом сам сдастся сотрудникам ФСБ. Он придёт и расскажет силовикам, что получил задание от Бориса Левина. С его слов, именно начальник безопасности Merlion попросит боевиков устранить бывшего сотрудника компании.
Второй участник поджога – погиб во время вооружённого конфликта на границе с Украиной.
Убить Симоненко
Сейчас жизнь бывшего гендиректора Merlion превратилась в ад. После неудачной попытки его сжечь, неизвестные ещё раз пытались на него напасть. Инцидент случился на западе Московской области, в Одинцово.
«В июне 2019 года я снова подал заявление о поджоге и покушении 2015 года в красногорский отдел СКР, там его приняли и начали проверку, но закончилось она тем, что через два месяца на меня напали у ресторана «Загородный очаг» в Одинцово,— вспоминает господин Симоненко.— Когда я вышел на улицу, на меня набросились двое, но я смог отбиться. Мне просто повезло».
Случались и другие странности.
Например, неизвестный назначал ему встречу, на которой пытался давить на Симоненко, объясняя ему, что надо изменить показания в суде. Бывший гендиректор Merlion записал эти разговоры на диктофон.
Правоохранительные органы отреагировали на показания боевика. В октябре 2020 года три собственника ИТ-дистрибьютора Merlion (Олег Карчев, Владислав Мангутов и Алексей Абрамов) были задержаны по делу об организации убийства Вячеслава Симоненко. Ранее под стражей оказался Борис Левин.
Топ-менеджеры были задержаны по ч. 2 ст. 167 УК РФ (умышленное уничтожение или повреждение имущества, совершенные из хулиганских побуждений, путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия) и пп. «е» и «ж» ч. 2 ст. 105 (убийство, совершенное общеопасным способом и совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой). По первой статье им грозило лишение свободы на срок до пяти лет, по второму — до 20 лет.
26 октября 2020 года всем фигурантам дела назначили меру пресечения: заключение под стражу до 6 ноября.
Но даже зная, что совладельцы Merlion вместе с Левиным в СИЗО, Симоненко не чувствовал себя в безопасности. Более того, Карчев, находясь под стражей, звонил по телефону ключевому свидетелю этого уголовного дела – Евгению Савельеву. Этому человеку впоследствии пришлось бежать и прятаться в другом городе – он, как и Симоненко, и сейчас всерьёз опасается за свою жизнь.
Перевернули всё вверх тормашками
Обещания анонимов сбылись - совладельцы группы компаний Merlion были освобождены из-под стражи.
Сначала под домашний арест отправили Олега Карчева. А чуть позже, 1 апреля 2021 года, выпустили Алексея Абрамова и Владислава Мангутова (оба были освобождены под подписку о невыезде, - прим. авт.). Такое решение приняли в Главном следственном управлении Следственного комитета России по Москве. Цитата: «в связи с отсутствием законных оснований для содержания в СИЗО и избрания иной меры пресечения».
«Начальник следственной группы 1-го УРОВД Меньшов просто прекратил уголовное преследование в отношении Абрамова и Мангутова на один день, - рассказывает Симоненко, - Этого оказалось достаточно, чтобы отпустить их на свободу. Следователя уволили, решение было признано незаконным и отменено. Но меру пресечения не вернули обратно».
Но даже этот циничный поворот в деле так не потряс потерпевшего, как ещё один характерный момент: автомобиль другого сотрудника следственной группы, который ранее возбуждал уголовное дело против совладельцев Merlion и арестовывал их, - сожгли.
В настоящее время под стражей остаётся только Борис Левин. 30 апреля ему продлили арест до 6 июля. Под надзором (мера пресечения – домашний арест) до этого времени остаётся и Олег Карчев.
Судебная система проявила невиданную лояльность к акционерам Merlion, как впрочем, и сотрудники ГСУ Следственного комитета по Москве. Симоненко говорит, что уголовное дело разваливается на глазах. Карчев, Абрамов и Мангутов тоже понимают это. Они пошли в контратаку. Их защитники выступают в прессе с заявлениями, что намерены добиться полной реабилитации подозреваемых и привлечения к уголовной ответственности самого Вячеслава Симоненко, который обвиняет их в поджоге и покушении на убийство.
Но до этого времени следственные органы должны полностью прекратить уголовное преследование совладельцев Merlion и Бориса Левина.
Симоненко считает, что перспективы у его бывших работодателей самые радужные. Он недоволен тем, как идёт расследование, а ещё переживает, что каждый из акционеров Merlion, оказавшийся на свободе, сможет оказывать давление на следствие и свидетелей.
Чтобы хоть как-то привлечь внимание руководства Следственного комитета РФ, общественности и прессы Вячеслав Симоненко ходит вместе с семьёй в пикеты. У него двое детей – они тоже держат в руках плакаты с обращением к властям и силовикам. Глава семейства провёл уже две таких акции у здания СК РФ. Кроме того, один пикет был у прокуратуры и последний - у входа в приёмную президента РФ.
Бывший гендиректор Merlion просит власти и надзорные органы объективно разобраться в этом деле, а главное – защитить его и семью от возможных покушений и провокаций со стороны бывших работодателей.
В беседе с корреспондентом «Блокнота» Вячеслава Симоненко подчеркнул, что у него есть конкретные факты, указывающие на беспрецедентную коррупцию со стороны руководства ГСУ СК России по городу Москве. По его словам, они подтверждают давление на всех участников процесса.
«Доказательства я готов предоставить Александру Ивановичу Бастрыкину, поэтому добиваюсь сейчас того, чтобы попасть к нему на личный приём», - сказал Симоненко.
Справка «Блокнота»: что такое Merlion?
Выручка компании Merlion превышает 300 млрд рублей в год (данные 2019 года). Это крупнейший российский дистрибьютор на рынке IT, бытовой техники, канцелярских товаров и офисной мебели.
Самые известные проекты Merlion: «Позитроника», «Ситилинк», торговая марка iRU – производство компьютерной техники и другие.
Организация основана в 1992 году.
Акционеры: Владислав Мангутов, Олег Карчев и Алексей Абрамов. Компания Merlion принадлежит им в равных долях.