Правительство хочет уничтожить институт саморегулируемых организаций, который не так давно начал зарождаться в России, – считает глава Комитета Госдумы по ЖКХ Галина Хованская, давшая 4 марта пресс-конференцию в стенах РИА Новости.
Острую реакцию руководителя Комитета вызвал внесенный в Госдуму законопроект о лицензировании в сфере управления многоквартирными домами. В соответствии с ним управляющие организации, помимо получения аккредитации, должны будут проходить квалификационные экзамены, а деятельность без лицензии будет подвергаться штрафам. Галина Петровна рассказала, почему законопроект так опасен для сферы ЖКХ, в которой и без того нет никакого порядка.
Как сообщила Хованская, по словам замминистра ЖКХ Андрея Чибиса в зону риска попадут порядка 16 тысяч организаций, в то время как по данным Хованской в России действует в общей сложности 22 тысячи управляющих компаний. А это значит, что уцелеет меньшинство, а конкуренция полностью исчезнет. Чибис оправдывает инициативу словами «конкурировать должны добросовестные». Хованская уверена: конкуренция как раз и существует для того, чтобы происходила чистка от недобросовестных УК.

Требования к своему жилью у всех жильцов разные
Галина Хованская рассказала, что объединяться стали профессионалы, готовые предоставлять услуги высокого качества – эта структура представляет в основном малый и средний бизнес. В то же время, население стало более активно защищать свои права и действительно интересоваться тем, что за цифры указаны в «платежках». Мошенников в этой сфере становится все меньше, благо, жилищный кодекс позволяет расторгать договоры с управляющими компаниями.
Но не все так гладко, говорит Хованская, в последние годы банкротство управляющих компаний провоцируют ресурсоснабжающие организации, которые выставляют счета УК, что называется, по полной, так как счетчики есть не во всех домах. Жильцы же платят по своим приборам, получается, что часть ресурсов не оплачивается никем и оплата оставшейся суммы ложится на плечи УК. Эта разница по дому может доходить до 1 миллиона рублей, есть случаи, что и до 10 миллионов рублей. Если председатель УК не очень активный, то происходит банкротство. «А теперь случается даже банкротство ТСЖ, – удивляется Хованская. – По информации годичной давности, таких разоренных Товариществ было более ста.
Получается, что ТСЖ и УК находятся между молотом и наковальней – с одной стороны жильцы, с другой - поставщики ресурсов, с третьей – жилищная инспекция, которая получила невероятные полномочия, в том числе по части выписки штрафов. А кто оплатит эти штрафы? Конечно, жильцы.

Чибис оправдывает инициативу словами «конкурировать должны добросовестные». Хованская уверена: конкуренция как раз и существует для того, чтобы происходила чистка от недобросовестных УК.
Галина Петровна озвучила пять причин, по которым нельзя запускать лицензирование УК и ТСЖ.
Первая – плохое состояние жилищного фонда. При лицензировании кооператив никогда не возьмет плохой дом, потому что в него нужно вкладывать много денег. Открестятся, как черт от ладана. А это значит, что проблема ляжет на муниципалитеты.
Вторая загвоздка кроется в повышенном уровне коррупционной составляющей. Особенно в маленьких городах, где те УК, которые действительно хотят работать – выдавливаются. В то время как «свои», конечно, никогда не потеряют аккредитацию.
Третья причина – низкий профессиональный уровень. «Бывшие ЖЭКи не подняли свой уровень, – говорит Хованская, – старые рефлексы очень живучие». Прежде чем говорить о закручивании гаек, а эта система уже работает через муниципальный надзор, муниципальный контроль и другие органы, нужно позаботиться о кадрах.
«Ну давайте тогда уже вернемся к государственному управлению домами», – говорит глава Комитета Госдумы по ЖКХ, – я не против, но им же легче – помещение им дадут, долги покроют, но тогда какая может идти речь об объединении саморегулирования?»
Еще одна проблема ЖКХ – проблема интересов. В любом доме есть более и менее обеспеченные жильцы, у всех у них разные требования: кто-то хочет охрану, кто-то хочет теннисный корт. Хованская уверена, что развязать многие проблемы помогло бы деление услуг на добровольные о обязательные.
И последнее, почему нельзя вводить лицензирование – это отсутствие финансовой ответственности управляющих компаний. Решить эту задачу Хованская предлагает путем добровольного страхования или банковских гарантий (для крупных организаций).
«Да и вообще, лицензирование у нас действует только в пределах одного субъекта, а должно работать на федеральном уровне, – заявляет Хованская, – по большому счету, это нарушает условия ВТО».
Самое интересное: