«Дочки» китайских банков наращивают поставки юаня на денежный рынок РФ после вынужденного отказа российских банков от долларов и евро.
В 2023 году объемы межбанковского кредитования резко нарастили четыре российских «дочки» китайских банков: Bank of China, China Construction Bank, Industrial and Commercial Bank of China и Agricultural Bank of China. Россия находится в структурном валютном шоке: доля юаня на российском рынке продолжает расти, сообщил Центробанк, занимая более четверти импорта-экспорта. Не станет ли «юаневая игла» проблемой для нашей экономики – что считают эксперты?
Товарооборот России и Китая с января по июнь текущего года вырос в годовом исчислении на 40,6%, достигнув $114,547 млрд. При этом за год доля юаня в расчетах за экспорт выросла более чем в 30 раз, а доля рубля — только втрое. (Кстати, вместе на рубль и дружественные валюты сейчас приходится больше половины объема экспортных расчетов, доля расчетов долларами и евро — 48%).
Cтруктура спроса и предложения юаней в России сильно различаются, констатирует ЦБ. Это ставит рынок в зависимость от действий отдельных игроков. Те, кто привлекают больше всех юаней, могут иногда размещать их на счетах в китайских банках. Это приводит к дефициту юаней в России.
А привлечение юаней из банков КНР ограничено из-за валютного контроля в Китае. В результате участники обращаются за китайской валютой к ЦБ. По оценкам Центробанка, на 1 июня таких ссуд набралось на 130 млрд.руб.
Это «естественный процесс», связанный с сокращением банками активов и пассивов в евро и долларах из-за санкций, считает представитель банка «Абсолют».
А вот публицист Дмитрий Лекух опасается: «нужно, чтобы китайский маршрут по-настоящему стал улицей с двусторонним движением».
Насколько опасен для России процесс столь стремительного роста объемов юаня в бизнесе, банковской системе, на счетах граждан? Складывающуюся ситуацию «Блокноту» прокомментировал член Генерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА,председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза:
«Если банки хотят получить рубли в обмен на юани или наоборот, то почему нет? Китайские банки просто выходят на наш валютный рынок и на рынке покупают рубли за юани. И если в России есть желающие купить юани в обмен на рубли, то они совершают эти сделки добровольно и по той цене, которая их устраивает. Если на рынке нет таких покупателей, то никто юани и покупать не будет. Соответственно, и государство, если оно хочет сформировать резервы в юанях, то меняет другие имеющиеся валютные средства на юани. Никакого насилия в вопросе продвижения юаня на наш рынок не может быть, даже чисто в теории. Поэтому, если сейчас идёт довольно большой поток юаней в Россию, это означает, что российским гражданам они нужны для того, чтобы совершать международные сделки.
«А какие минусы у юаня по сравнению с долларом в вопросах проведения таких сделок?»
«Минус очень простой: доллар принимает весь мир и у вас его возьмёт любая страна с большим удовольствием. За исключением подсанкционных стран - Ирана, Кубы, Северной Кореи, теперь уже и России. Это стабильная, ликвидная валюта. Поэтому доллар, естественно, для большинства стран более предпочтителен, чем юань, и даже - евро. Юань постепенно становится международной валютой, но пока ему далеко до доллара».
«Зачем вообще хранить активы в иностранной валюте – разве нельзя вкладывать средства в золото?»
«Можно, но не нужно. Во-первых, золото не является полноценным ликвидным платежным средством. А у ведущих мировых валют есть стопроцентная мгновенная ликвидность. А с золотом нужно повозиться, чтобы его куда-то поставить в соответствующем формате. Во-вторых, золото колеблется в цене достаточно сильно, и относительно мировых валют оно более волатильно.
С точки зрения снятия рисков волатильности лучше разделить активы, и держать половину в золоте, половину – в ведущих мировых валютах. Тогда совокупная стоимость этих валют и золота всегда будет примерно одинакова».
«И все-таки уже пошли разговоры о «юаневой игле». Не окажется она опаснее долларовой?»
«Если мы сильно увлечёмся формированием резервов из юаней, то в принципе, можем сесть на некоторую иглу. Я бы даже сказал «иголочку». Но только в том случае, если Китай вдруг что-то с нами не поделит, и отношения испортятся.
Но я пока не вижу такой опасности ни с точки зрения объёмов юаней в резервах, ни с точки зрения взаимоотношений с КНР. Я думаю, ЦБ и Правительство, будучи уже учёными на опыте размещения резервов в странах Запада, будут осторожными».
Действительно, в марте председатель КНР Си Цзиньпин пригласил Путина посетить Китай с визитом в 2023 году и поучаствовать в третьем международном форуме «Один пояс — один путь». Как выяснилось на днях, приглашение не было проявлением формальной вежливости. В ходе встречи с председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко председатель КНР Си Цзиньпин сказал, что китайская сторона готовится к визиту президента России, ожидаемому в октябре.