Федеральная таможенная служба предложила обложить налогом покупки, сделанные в зарубежных интернет-магазинах. Служба предлагает установить пошлину в размере от 1 до 10% от стоимости посылки. Озвучил эту инициативу начальник Московской таможни Александр Дуров. Таможенной службе это может принести огромную прибыль. Так, только московская таможня сможет получить более 1,2 миллиарда рублей в год (из расчета, если налог установят в 10% от стоимости покупки).
Стоимость пошлины планируется включить в стоимость товара. Проще говоря, заказывая товар, сразу нужно будет оплатить не только его, но и сумму налога. Федеральная налоговая служба считает, что предлагаемая мера принесет выгоду не только бюджету РФ, но и российским интернет-магазинам.
Представители Федеральной таможенной службы напомнили об инциденте, произошедшем летом. Тогда на таможне скопилось 500 тонн посылок, содержащих товары, заказанные в зарубежных интернет-магазинах (приобретенных для личного пользования, а не для перепродажи). Все кругом стали обвинять в случившемся почту России, которая, в свою очередь, сослалась на медленную обработку посылок таможней – якобы та не располагала достаточным числом сотрудников в условиях возросшего числа заказов из заграницы.
Президент Ассоциации развития электронной коммерции Герман Клименко считает, что большое количество времени уходит на то, чтобы понять для каких целей сделана покупка – для личных или коммерческих. А вот введение пошлины на заказы частных лиц, которая будет оплачиваться заранее, обозначит цель приобретения посылки и даст конкурентную фору российским магазинам, ведь стоимость «заморских» заказов возрастет, что сравняет цены внутренних интернет-магазинов страны с ценами внешних. Клименко заявил, что считает разумным установить пошлину не в 10, а в 30%, чтобы количество посылок сократилось наверняка. Но, в то же время, он уверен – таможня на такой смелый шаг не пойдет.
Для чего же таможне необходимо тратить время на установление цели приобретения товара? Это связано с тем, что в России в настоящий момент действует сбор пошлины, взимаемой с посылок, превышающих стоимость в 1 тысячу долларов, или имеющих вес более 31 килограмм, иными словами, пошлина для оптовиков. Многие коммерсанты, заказывая товар из-за бугра, дробят его на партии, не превышающие эти показатели, с целью уйти от уплаты налогов. Поэтому, по словам Клименко, служащим таможни нужно тратить время на установление действительной цели приобретения товара. При введении дополнительной пошлины, видимо, упаковка посылки будет содержать сведения о сумме уплаченного сбора, а значит указывать на категорию товара.
Казалось бы, что пошлина в любом размере могла бы изменить положение, но Герман Клименко настаивает не менее чем на 10% налога. Он считает, что такой процент может сформировать установление выгодных условий торговли для российских интернет-магазинов. Понятно, что правительству не выгодно положение, при котором россияне тратят свои деньги за рубежом, а не совершают покупки в российских магазинах, которые могли бы пополнить налоговыми отчислениями казну.
Россиян нововведение вряд ли обрадует. У наших соотечественников есть веский повод пользоваться зарубежными онлайн-магазинами – цена в них ниже в несколько раз. Именно поэтому лишь с начала 2013 года российские потребители сделали покупки за рубежом более чем на миллиард долларов, в то время как за прошлый год эта сумма составила 700 миллионов. По прогнозам экспертов, к 2015 году объем таких приобретений возрастет в четыре раза, достигнув показателя в 3 миллиарда долларов за год.
Вероятно, правительство рано или поздно должно было задеть то, что иностранные магазины торгуют в обход российской казне и вскоре оно придумает, какими путями еще «урвать» свою долю. Кстати, Федеральная таможенная служба не первая подняла этот вопрос. В 2012 году Денис Свердлов, занимавший на тот момент пост замглавы Минкомсвязи, уже предлагал найти способы сделать менее выгодными покупки на иностранных онлайн-площадках. Однако после этого разговоры утихли, ведомство сообщило, что не выступало «с инициативой принятия мер в области интернет-торговли зарубежных компаний на российском рынке».
Поспособствовало увеличению объемов заказов, совершенных на зарубежных сайтах, и то, что крупнейшие интернет-площадки мира русифицировали интерфейсы своих страничек, разместили на них информацию, полезную для россиян (таблицы размеров, принятые в нашей стране) и стали принимать рубли. В след за крупными площадками, такими как американский Ebay и азиатский Aliexpress, последовали и фирменные бутики, такие, как магазины одежды Tom Tailor, Louis Vuitton и Tommy Hilfiger.
Не смотря на наличие достоинств совершения покупок за рубежом, есть свои плюсы и у продавцов, торгующих внутри страны. Во-первых, доставка происходит куда быстрее, а во-вторых, шансы вернуть товар в случае обнаружения брака гораздо выше. По большому счету, возможность вернуть товар обратно куда-нибудь в США тоже есть, но это дорого, долго и проблематично. Не смотря на все эти факты, существуют мнения о том, что если большинство зарубежных интернет-магазинов будут все больше ориентироваться на покупателя из России, то российские интернет-магазины совсем перестанут пользоваться спросом.
В некоторых странах, например, в странах Евросоюза, действует законодательство, контролирующее размер добавленной стоимости, а значит, европейцы не так заинтересованы в заказе продукции из других стран. Для многих же россиян зарубежные магазины стали реальным способом сэкономить. Генеральный директор и основатель одного из самых известных российских онлайн-магазинов KupiVIP.ru Оскар Хартманн в своем блоге на сайте Facebook рассказал, что и почему россияне заказываются в китайских и американских интернет-магазинах. По данным Хартманна, в основном россияне покупают очень дешевые товары массового потребления. То, что нашим землякам выгодно отовариваться на китайских онлайн-площадках доказывает хотя бы тот факт, что китайцы до сих пор не запустили рекламу своих онлайн-магазинов в России, а россияне, вопреки этому, лишь за 2013 год купили в них более 25 миллионов товаров.
Не надо далеко ходить за примерами расхождения в ценах. Зайдя на тот же Алиэкспресс и сравнив цены с предложенными на Яндекс Маркете, можно сделать вывод о том, что они расходятся в 2-3, а то и в десять раз. Оскар Хартманн, например, сделал это вместе с генеральным директором Алиэкспресс. Цена на чехол для телефона фирмы Samsung разнится в 10 раз. Очевидно, что россиянам остается лишь радоваться тому, что их еще не заставили делать покупки в российских магазинах, перекрыв доступ к заказам за рубежом. Возможно, скоро этого повода для радости уже не будет.
Самое интересное: