Рассказываем, почему сиквел «Джокера» (18+) вместо того, чтобы продолжить триумф своего предшественника, стал одним из самых больших провалов года.
В первой половине октября в российских кинотеатрах начали продавать билеты на американский музыкально-психологический триллер режиссера Тодда Филлипса «Джокер: Безумие на двоих» (18+), который является логическим продолжением картины «Джокер» (18+), вышедшей на экраны в 2019 году и имевшей ошеломляющий успех.
Рассказываем, почему сиквел «Джокера» вместо того, чтобы продолжить триумф своего предшественника, стал одним из самых больших провалов года.
В чем был феномен первого «Джокера»?
Когда режиссер Тодд Филлипс взялся за производство первого «Джокера», он настаивал на том, чтобы снять фильм, непохожий на обычные проекты DС, и рассказать историю не в супергеройском полусказочном формате, а сделать настоящую драму, максимально приближенную к реальности.
Продюсеры долго не соглашались, ведь в их представлении «Джокер» должен был стать «попкорновым» фильмом развлекательного характера. Тем не менее, Филлипсу удалось отстоять свою точку зрения и, несмотря на риски, картина «Джокер» стала серьезной драмой, снятой в атмосфере американского нуара первой половины 1980-х годов.
Как вскоре выяснилось, режиссер не прогадал, и его картина при скромной бюджете в 70 млн долларов заработала в прокате более миллиарда долларов, став одним из самых успешных фильмов в истории современного кино (по соотношению полученной прибыли и затрат на производство).
Несмотря на то, что фильм вышел крайне жестоким, зрителей во всем мире зацепила главная идея картины, которую можно сформулировать так: самых жестких убийц общество порождает само.
И ведь действительно, персонаж Хоакина Феникса – клоун Артур Флек с детства страдал от жестокости взрослых, приобрел психическое расстройство и испытывал на себе постоянное давление этого самого общества: от насмешек коллег до избиения случайными прохожими.
На протяжении долгих лет общество было крайне жестоким по отношению к Артуру Флеку, и в итоге оно вырастило монстра, который однажды ощутил настоящий вкус мести. И это подкупило зрителя.
Почему продолжение культового фильма оказалось провальным?
Невероятный успех первой картины заставил продюсеров задуматься о продолжении. На этот раз они дали режиссеру полный карт-бланш. И Тодд Филлипс снял нуарный мюзикл, который оказался во всех смыслах провальным.
В картине «Джокер: Безумие на двоих» (18+)Хоакин Феникс повторил свою роль главного персонажа, а Леди Гага присоединилась к нему в роли его возлюбленной Харли Квинн.
При этом бюджет фильма был увеличен почти втрое и составил около 200 млн долларов, однако львиная его часть пошла вовсе не на масштабные съемки и спецэффекты, а на гонорары звездам кино.
Как рассказали американские СМИ, по 20 млн долларов за работу над картиной «Джокер: Безумие на двоих» получили режиссер Тодд Филлипс и исполнитель главной роли Хоакина Феникс. К тому же 12 млн долларов за съемки во втором «Джокере» получила Леди Гага. В итоге, более четверти бюджета были «распилены» только на гонорары трем человекам из съемочной группы.
После первой части ожидания зрителей по поводу продолжения были чрезвычайно высокими, однако уже первый трейлер сиквела «Джокера» многих разочаровал. А, когда поклонники «Джокера» выяснили, что вторая часть станет мюзиклом, то число желающих посмотреть этот фильм стремительно сократилось.
В итоге в первый уикенд в США картина собрала провальную сумму, и к настоящему времени (прокат в США подходит к концу) ее сборы составляют всего 190 млн долларов, а для того, чтобы окупиться, картине следует собрать, как минимум, 400 млн долларов, так как половину прибыли забирают кинотеатры. Налицо колоссальный провал. Ведь речь даже не идет о прибыли, она идет о невероятных убытках кинокомпании «Уорнер Бразерс».
И дело было не только в том, что людям «не зашел» трейлер. Выходя из кинотеатров, они оставляли негативные отзывы о картине, что подрывало желание других зрителей отправиться в кинозал.
К слову, поскольку «Уорнер Бразерс» поддержала антироссийские санкции, «Джокер: Безумие на двоих» не сумел попасть в российский прокат официально. В итоге он начал хаотично появляться в российских кинотеатрах с 12 октября по «хитрой схеме» показа в рамках киноклубов. Поэтому кинокомпания «Уорнер Бразерс» полностью лишилась дохода от проката второго «Джокера» на территории России, нанеся себе еще один удар.
Что не так со вторым «Джокером»
Согласно сюжету второй части Артур Флек (Хоакин Феникс) находится под стражей в лечебнице Аркхем в ожидании суда за серию убийств, которые он совершил двумя годами ранее. При этом его адвокат планирует доказать, что у Артура диссоциативное расстройство идентичности и что его личность «Джокера» ответственна за преступления.
На сеансе музыкальной терапии Артур знакомится с другой пациенткой, Харлин «Ли» Квинзель (Харли Квинн). Она признается Артуру, что выросла в том же районе, что и он, имела жестокого отца, который погиб в автокатастрофе и попала в заключение после того, как сожгла дом своих родителей. Ли также выражает свое восхищение преступлениями и личностью Джокера.
Далее события картины разворачиваются вокруг суда над Артуром Флеком и стремительных отношений, возникших между Флеком и Харли. Пока Флек не может разобраться, кто же он на самом деле, - Артур или Джокер, прокурор шьет ему дело и пытается доказать, что Флек заслуживает смертной казни.
Между делом Артур и Харли поют и танцуют. В итоге «Джокер: Безумие на двоих» напоминает, если и не индийское кино, то, как максимум, мюзикл среднего пошиба. Но, если первая часть – это была история противоречивого злодея, который стал таковым из-за того, что общество превратило его в чудовище, то вторая часть оказалась… вообще непонятно о чем. Да еще, к тому же, все это приперчили музыкой.
Не очень понятно, на что рассчитывали создатели картины. Неужели они думали, что поющий Джокер «взорвет» аудиторию? И, если поющая Леди Гага выглядит в кадре довольно привычно, то поющий серенады Хоакин Фениск, а вернее то ли Флек, то ли Джокер, вызывает скорее недоумение.
Во второй части, как и в первой, воедино смешиваются реальность и галлюцинации Артура Флека, однако, если в первой части зрителю хотя бы объяснили, что именно из показанных событий происходило в воображении Флека, то во второй части Тодд Филлипс положился на сообразительность зрителя, включив режим «догадайтесь сами». Но из-за общей «мутности» сюжета догадаются, скорее всего, не все.
Из-за того, что в фильме «Джокер: Безумие на двоих», который длится почти два с половиной часа, очень мало событий и очень много длинных диалогов, фильм выглядит настолько скучным, что ближе к финалу единственное, что заставляет досмотреть картину до конца, это интерес к тому, чем же все это закончится.
На наш взгляд, самое главное, что не получилось во втором «Джокере», это заинтересовать зрителя персонажами. Флек, который в первой части картины развивался, менялся, был сначала жертвой, а потом палачом, в сиквеле стал безликим «балаболом», который не вызывает никаких чувств. Ну, кроме, разумеется, легкого раздражения, в моменты, когда он исполняет серенады.
Кинокритики, давшие фильму большей частью негативные отзывы, а также зрители отметили, что решение сделать картину мюзиклом было ошибочным. А нам думается, что, помимо прочего, в этом фильме не стоило воспевать психически больного Артура Флека, жестокости которого нет никакого оправдания.