Разбираемся, чем хорош этот фильм, и что в нем делает изрядно постаревший Хью Грант.
14 ноября в российский прокат вышел американский триллер и фильм ужасов режиссерского дуэта Скотта Бека и Брайана Вудса под названием «Еретик» (18+). В картине снялись Хью Грант, Хлоя Ист и Софи Тэтчер.
При этом в «Еретике» некогда знаменитый комедийными и мелодраматическими ролями 64-летний актер Хью Грант сыграл религиозного маньяка-психопата.
Впервые картина «Еретик» была продемонстрирована 8 сентября 2024 года на кинофестивале в Торонто, а ее премьера в кинотеатрах США состоялась 8 ноября 2024 года. Спустя неделю фильм добрался и до российских кинозалов.
Внешне сюжет фильма довольно незамысловат: две мормонских девушки-миссионерки пытаются обратить человека в свою веру, но это оказывается гораздо более опасным, чем они ожидали.
Однако картина «Еретик» имеет довольно глубокую религиозно-философскую подоплеку, которая переводит этот фильм из разряда заурядных ужастиков в ряд фильмов с интеллектуальным подтекстом.
К слову, фильм выпустила независимая американская кинокомпания «A24», которая предпочитает сотрудничать с «художественно мыслящими» режиссерами и сценаристами и относится к кинофильмам как к произведениям искусства, а не к «поделкам» ради быстрой коммерческой выручки. Тем не менее, и этой киностудии далеко не всегда удается выпустить нечто приличное вроде поддержанного ими нашумевшего проекта «Из машины» (18+).
Однако вернемся к «Еретику» и попробуем разобраться, чем хорош этот фильм и что в нем делает изрядно постаревший Хью Грант.
О чем картина «Еретик»?
Фильм начинается с того, что церковная миссия приводит двух молодых девушек (Хлоя Ист и Софи Тэтчер) к дверям обманчиво безобидного мистера Рида (Хью Грант). Не успев опомниться, девушки-миссионерки оказываются в дьявольской ловушке маньяка-психопата, построенной им с целью проверить их веру на прочность.
Чтобы выжить, девушкам приходится пройти серию изощренных испытаний и столкнуться с тем, что не поддается рациональному объяснению. Теперь выбор, во что же им верить, для девушек по сути означает выбор между жизнью и смертью.
Таким образом, верхней частью «айсберга» картины «Еретик» является история о маньяке и двух его пленницах, пытающихся выбраться из его ловушки. Нижняя же часть «айсберга» представляет собой осмысление того, что же такое настоящая вера, и на что способен человек ради своих религиозных убеждений.
И, надо сказать, что продюсерам картины удалось удовлетворить запрос американской и европейской аудитории к проблеме взаимодействия человека и религии. Кинокритики приняли фильм «Еретик», если и не с восторгом, то уж точно с одобрением.
Так, например, на сайте-агрегаторе «Rotten Tomatoes» рейтинг картины составляет 92% на основании 171 рецензии критиков со средним баллом 7,4 из 10, что говорит о значительном преимуществе положительных отзывов.
Кстати, ранее Скотт Бек и Брайан Вудс работали над созданием сценария к сверхуспешному фильму ужасов «Тихое место» (18+), который при бюджете в 17 млн долларов собрал в прокате рекордные 341 млн долларов. Поэтому у истинных ценителей жанра «триллер/ужасы» не мог не появиться интерес к их новому детищу.
На сей раз в новой картине Скотта Бека и Брайана Вудса нет никаких ужасных «фантастических тварей», а в качестве монстра выступает довольно милый и обаятельный с виду мистер Рид (Хью Грант), в глубине сознания которого живет самый настоящий маньяк.
Когда на пороге дома мистера Рида появляются сестры Барнс (Софи Тэтчер) и Пакстон (Хлоя Ист), он великодушно предлагает им войти внутрь. Несмотря на то, что сестрам строго настрого запрещено заходить в дом к незнакомым мужчинам, они соглашаются, так как улыбчивый мистер Рид убеждает их, что в в доме есть его жена, которая готовит на кухне черничный пирог.
Оказавшись в доме мистера Рида, девушки сталкиваются с его не самыми приятными вопросами. Он как будто пытается навязать им собственные представления о религии и ведет себя все более странно.
Девушки уже собираются уйти, как вдруг одна из них обращает внимание на зажженную свечу с запахом черничного пирога, что, конечно же, сразу говорит девушкам-миссионеркам о том, что никакой супруги мистера Рида в доме, скорее всего, нет. Он просто ее выдумал. Но зачем? Не для того ли, чтобы обманом заманить девушек в дом?
Как нетрудно догадаться, разоблачение обмана происходит слишком поздно, и входная дверь к этому моменту уже закрыта. Девушки оказываются в ловушке.
Впрочем, мистер Рид не спешит броситься на них с топором или проявить какую-либо иную подобную агрессию. Он все с той же улыбкой гарантирует девушкам, что они могут уйти через черный ход. Но прежде он просит их сделать выбор между верой и неверием.
С этого момента напряжение начинает нарастать, а по мере развития сюжета мистер Рид все больше сатанеет и постепенно проявляет себя как одержимый психопат.
Впечатления от философско-религиозного ужастика
Уже давно утратив образ молодого обольстителя, в последние несколько лет Хью Грант активно примеряет на себя новые амплуа. Теперь он то пожилая рок-звезда, то нечистый на руку сыщик, то и вовсе самый настоящий маньяк, который, по всей видимости, должен вызывать у зрителя противоречивые чувства.
Как известно, классический образ экранного маньяка, как правило, предусматривает его яркую биполярность: он, то невероятно мил и обольстителен, то чудовищно мерзок и жесток.
И в этом смысле мистер Рид тоже двояк. Сначала он предстает перед нами безобидным семьянином, а по факту оказывается безжалостным психом. Вот только в двоякости мистера Рида почему-то не возникает того момента, когда он вызывал бы симпатию.
Даже ведущий себя обходительно мистер Рид, на наш взгляд, совсем не кажется каким-то чрезвычайно приятным типом. И это при том, что играющему его Хью Гранту ничего не стоит исполнить роль «хорошего парня». Не очень убедителен мистер Рид и на пике безумия. В итоге на протяжении картины в образе маньяка не возникает той «химии», которая делает образ антигероя объемным.
Проще говоря, в мистере Риде как будто чего-то не хватает. И из-за этого даже хороший сценарий с постоянными отсылками к философии современного человека смотрится в видеовоплощении, пожалуй, не настолько увлекательно, как мог бы.
Тем не менее, нельзя сказать, что история из-за этого «рассыпается». Нет, вовсе нет. Но все-таки Хью Грант слишком слащав, чтобы принять на себя роль одного из лучших киноманьяков.
Однако в доме мистера Рида много загадок и тайных мест, которые становятся настоящим испытанием для молодых миссионерок. Происходящее на экране держит в напряжении, а после титров фильм хочется пересмотреть еще раз, так как он оставляет после себя немало вопросов. И это неплохо, ведь «Еретик» затрагивает сложную тему веры, на которую, пожалуй, ни у кого нет однозначных ответов.