По сюжету девушку насилует сын влиятельного бизнесмена; единственный выход для всех — свадьба, как и полагается по местным традициям.
18 июля в российский прокат вышел казахский мистический хоррор «Дастур» (18+). Фильм снял режиссер Куаныш Бейсек. Главные роли в картине сыграли малоизвестные российскому зрителю казахские актеры Алдабек Шалбаев, Ермек Шынболатов, Нурай Жеткерген, Нурай Бексултанова, Алдияр Жапарханов и другие.
По сюжету молодую девушку из отдаленного аула насилует избалованный сын влиятельного бизнесмена. Отец насильника делает все, чтобы замять дело. Единственный выход для всех — свадьба, как и полагается по местным традициям. Однако с переездом девушки в дом новоиспеченного мужа все виновные начинают умирать при мистических обстоятельствах.
Казахский хоррор для российского зрителя – это явно нечто новое. Мы отправились в кинотеатр, чтобы оценить казахскую страшилку, а заодно и сравнить ее уровень с голливудскими и российскими картинами аналогичного жанра.
Для кого снимают фильмы ужасов?
Многие из нас еще в детстве пристрастись к запретным для нашего возраста «ужастикам», которые передавались из рук в руки на видеокассетах. Мало кто тогда думал о возрастных ограничениях, и мы запросто в столь юном возрасте травмировали свою психику фильмами, многие из которых сегодня помечены маркировкой «18+».
Западные ужастики прочно вошли в нашу жизнь и заняли особую нишу на мировом кинорынке. В основном это были фильмы на любителя. Они, как правило, не очень дороги в производстве: их бюджеты довольно скромны. К тому же в них не так часто можно встретить известных актеров.
Однако эти фильмы, если и не срывают огромный куш, то всегда могут найти своего зрителя и способны окупиться, что, собственно, и подстегивает кинокомпании снимать все новые и новые фильмы ужасов, которые, порою, очень похожи друг на друга.
Как правило, основная «фишка» ужастиков – они пугают чем-то неизведанным и держат зрителя в напряжении. На этом, как правило, и держится зрительский интерес.
Русские хорроры: казахи берут пример с нас?
Прежде, чем делиться впечатлениями от казахского хоррора «Дастур», стоит немного поговорить о российском кино, снятом в аналогичном жанре. Дело в том, что казахские кинематографисты с одной стороны ставят себе в пример голливудские картины, с другой – опираются на традиции советского и российского кино.
Достаточно вспомнить недавний казахский фильм «Приговор» (18+), который во многом копирует российское «Слово пацана» (18+). Поэтому возникает закономерный вопрос: подражает ли «Дастур» российским ужастикам?
Как известно, в СССР все началось с жуткой мистической картины «Вий» (1967, 12+), экранизации произведения Николая Гоголя, которая произвела на советского зрителя такой эффект, с которым на то время мог сравниться только фильм Альфреда Хичкока «Психо» (18+), снятый семью годами ранее и впечатливший западную аудиторию.
После долгого затишья киноужасы возродились уже в новой России. Причем, с начала 90-х годов подобных отечественных фильмов с каждым годом становилось все больше и больше.
Настоящий бум на российские хорроры начался в середине 2010-х годов, когда Святослав Подгаевский снял «Пиковую Даму: Черный обряд» (18+) и «Невесту» (18+), а Роман Каримов выпустил в прокат «Черную воду» (18+). Позднее в данном жанре появились «Яга. Кошмар темного леса» (18+), сериал «Пищеблок» (18+), «Кольская сверхглубокая» (18+) и другие картины.
Однако зрителю, разочаровавшемуся в низком художественном уровне этих фильмов (за исключением, быть может, сериала «Пищеблок»), они довольно быстро приелись, и он (зритель) перестал голосовать за них рублем.
Нишевые российские фильмы ужасов перестали худо-бедно окупаться, и продюсеры передумали вкладывать в них деньги. Тем не менее, несмотря на кризис жанра, изредка в кинотеатрах до сих пор периодически появляются отечественные новинки, снятые в этом жанре.
На этом фоне казахский «Дастур» - это своего рода проба пера, которая все-таки в большей степени тяготеет непосредственно к казахской культуре. У голливудских и российских хорроров «Дастур» заимствует разве что кинематографические приемы.
В остальном же это весьма традиционное казахское кино, которое уже установило в Казахстане абсолютный рекорд по сборам. В местном прокате картина собрала более миллиарда тенге (около 200 миллионов рублей). С большим опозданием фильм добрался и до российских кинотеатров.
Впечатления от первого казахского ужастика
Справедливости ради стоит отметить, что «Дастур» - далеко не первый казахский хоррор, однако по признанию местных кинокритиков – это первый казахский фильм ужасов, который оказался столь успешным в местном прокате.
На русский язык название картины переводится как «традиция» и отсылает к казахскому обычаю выдавать жертв изнасилования замуж за насильников, чтобы избежать позора для женщины и уголовного преследования для мужчины. И в этом смысле «Дастур» плоть от плоти традиционно казахский, так как сама история базируется на местных обычаях.
При этом от фильма не стоит ждать, что он начнет пугать зрителя с первых же минут. Хоррор раскачивается очень медленно, и первая его половина – это обычная драма, рассказывающая об изнасиловании порядочной девушки по имени Диана, после которого она вынуждена выйти замуж за своего обидчика.
Насильник Дианы Болат является сыном очень богатого и влиятельного человека. При этом парень не отличается воспитанием и хорошими манерами. Диана полна надежд на будущее, она занимается музыкой и заканчивает школу. Впереди вся жизнь. Однако в ночь после выпускного Болат насилует девушку.
Отец Болата Нурсултан предлагает родителям Дианы уладить дело деньгами и браком, и после тяжелых раздумий те соглашаются. Можно только представить, через какие муки проходит Диана: сначала она подвергается изнасилованию, а затем вынуждена выйти замуж за своего обидчика и связать с ненавистным ей человеком свое будущее. Однако во время свадьбы в ситуацию вмешивается сверхъестественное.
Несмотря на серьезность картины, многие сцены «Дастура» могут показаться российскому зрителю наигранными и неестественными. И дело здесь не только в различии культур и традиций.
Требовательный зритель наверняка обратит внимание на смысловые нестыковки, наивные диалоги и слабую постановку отдельных сцен. Даже трагическая сцена изнасилования Дианы Болатом выглядит так, как будто Диана и не желает особенно сопротивляться, а лишь уговаривает Болата отказаться от преступления. Кажется, казахские кинематографисты не сумели добиться правдоподобности даже в таком важном эпизоде картины.
Хоррорные сцены также оставляют желать лучшего. Поставлены они явно не очень качественно. И этому есть объяснение – бюджет у картины не велик. В этом смысле «Дастур» напоминает российские хорроры, которые, порою, выглядят так, как будто их слепили их того, что было.
Единственное чем картина может зацепить российского зрителя – это сама тема, которая связана с недопустимостью изнасилования и неотвратимостью наказания за содеянное. С этой точки зрения «Дастур» - кино правильное и даже полезное.