Почему выбор киноленты для проведения реставрационных работ оказался неслучайным.
30 января в российский прокат выйдет отреставрированный фильм режиссера Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» (12+), сообщает ТАСС. Выход картины приурочен к 100-летию «Мосфильма», причем к юбилею кинокомпании отреставрировали сразу несколько советских картин.
При этом на Мосфильме» отметили, что мелодрама была восстановлена мастерами лаборатории кинокомпании «в первозданном цвете и звуке», которые закладывались авторами.
Причем, выбор киноленты для проведения реставрационных работ оказался неслучайным. Во-первых, «Москва слезам не верит» - признанный советский шедевр режиссера Владимира Меньшова, лидер кинопроката 1980 года в СССР, собравший около 90 миллионов зрителей. Во-вторых, в 1981 году картина была удостоена премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» и государственной премии СССР.
Как рассказал заместитель генерального директора медиахолдинга «Цифровое телевидение» по направлению «Кино» Иван Кудрявцев, в этом фильме «идеально все: актеры, музыка, сочетание юмора и лиризма, настроение эпохи 1950-х и 1970-х годов».
И теперь насладиться отреставрированной картиной можно будет снова на большом экране. При этом показ картины состоится 30 января в преддверии 45-й годовщины ее премьеры. И это еще одна причина, по которой выбор реставраторов пал именно на этот фильм.
Как известно, в основу картины лег сценарий «Дважды солгавшая» Валентина Черных, который был им написан за 19 дней для конкурса сценариев о Москве и занял на нем 3-е место. Владимир Меньшов поначалу хотел отказаться от мелодраматического сценария. Однако его привлек интересный, с его точки зрения, поворотный момент, когда героиня ложится спать, заводит будильник и просыпается через двадцать лет.
Как позже признавался режиссер, возможно, в будущем фильме была некоторая автобиографическая для него и его супруги Веры Алентовой нотка. Они, как и герои фильма, прошли через общежитие, завоевывали Москву как приезжие провинциалы. Бюджет картины был достаточно скромен, составив 550 тысяч рублей, однако Меньшова это не смутило, хоть и поставило в достаточно жесткие рамки.
Актерский состав кинокартины сложился не сразу. Первоначально на роль Катерины Меньшов планировал взять Ирину Купченко, Маргариту Терехову или Анастасию Вертинскую, но все они отказались. Отчаявшись, он взял на эту роль свою жену, хотя самой Алентовой сценарий тоже не понравился. Галина Польских отказалась от роли Тоси, Инна Макарова и Клара Лучко — от роли матери Рудольфа Рачкова.
Для западного зрителя фильм стал открытием неведомого материка: неожиданно выяснилось, что в закрытом от Запада Советском Союзе люди так же живут и так же чувствует, как и во всем остальном мире. Многие на Западе искренне считали «империю зла» беспросветно темным царством, однако из фильма они узнали, что в СССР есть красивые женщины, которые хотят строить свое счастье.
Однако соберет ли картина «Москва слезам не верит», выпущенная спустя 45 лет в повторный прокат, полные залы? Мнения зрителей и кинокритиков разошлись. Одни уже успели раскритиковать эту идею и заявили, что «старые фильмы реставрируют, потому что нет нового нормального кино». Другие же, напротив, оказались рады получить возможность ощутить ностальгию по советским временам и посмотреть кино на большом экране.
Ранее в рамках проекта «Мосфильм. Золотая коллекция в кино» в повторный прокат уже выходили некоторые советские и российские фильмы, включая «Бриллиантовую руку» (1969, 18+), «Покровские ворота» (1982, 6+) и «Ширли-мырли» (1995, 18+) и другие.