Вальс сквозь года

ИскусствоОбсудить в телеграм
Вальс сквозь года

Вальс — один из любимейших стандартных танцев. Это танец на все времена. Оглядываясь назад, к истокам вальса, мы обнаружим, что он, как никакой другой танец, великолепно приспособлен к любым переменам моды. Сколько мод сменилось на протяжении двухсотлетней истории вальса — а он всё так же жив! Множество великих композиторов сочиняли музыку вальса — Штраус, Легар, Вальдтейфель, Шуберт, Шопен, Берлиоз, Чайковский, Сибелиус, Вебер, Равель.

Вальс несет в своей сути — красоту, эстетику элитарности и нежность в отношениях между мужчиной и женщиной. Этот танец и все, что с ним связано очень непросто поддается изменениям и сохраняет природу консерватизма. Но выросшее за последние годы молодое поколение танцоров стало танцевать вальс более естественно, избегая вычурности и нарочитости. Движения танца стали всё более грациозными и точными, их комбинации всё более разнообразными. Природа этого танца, его хореографическая структура такова, что исполнители и хореографы могут варьировать и трактовать движения в соответствии со своим творческим замыслом и художественным вкусом.

Между специалистами нередко вспыхивали споры о том, как танцевать вальс. При этом судьи и критики забывали, что этот танец универсален и его не следует ограничивать жёсткими рамками древних канонов. В этом сила вальса, его жизнестойкость, залог беспредельного развития, условие возникновения самых разнообразных форм.

Чередование шагов на всю ступню (вперёд — с каблука, назад — с носка), на полупальцы с постепенным подъёмом и опусканием на всю ступню в конце третьего шага. Добиться слаженности и плавности в этих действиях — весьма непросто. Как и любое искусство, бальные танцы эволюционируют и развиваются. Если посмотреть на то,  как танцевали Европейскую программу 50 лет назад и на то как танцуют сейчас, невооруженным взглядом видно колоссальную разницу.  

Так как и любое искусство — бальные танцы очень субъективны, это не спорт и оценивать «чистоту» выполненного элемента будет недостаточно. Техника, безусловно, важна, но не менее важны: внешний вид, музыкальность, артистизм, динамика.  Для успеха все эти пункты надо подвести под один знаменатель — гармонию. Нейтральная, но гармоничная по всем параметрам пара может выглядеть более органичной на паркете, чем  супер-динамичная, но нестабильная в других показателях. 

Оценка бальных танцев

Оценивая любое хореографическое искусство, будь то  балет, хореографический спектакль, современный танец или бальные танцы всегда обращается внимание  на следующие критерии.

T — (TECHNIQUE/ТЕХНИКА) — демонстрация аутентичности стиля или сущности танца, точность применяемых базовых и усовершенствованных ритмов, ловкость, атлетизм и сила.

C — (COMPOSITION/КОМПОЗИЦИЯ) — движение, фигуры, вариации, разнообразная лексика танца, ритм, линии и круги, которые используются в построении каждой композиции. Использование музыки и музыкальных фраз, использование пространства танцевальной площадки, соответствие музыки выбранной концепции композиции

I — (IMAGE/ИМИДЖ) — самовыражение, презентация, контакт со зрителем, декорации, костюм, макияж, индивидуальность, эмоциональность, харизматичность, уверенность. Внешний вид (прическа, тело и костюм) и общая гармония идеи композиции в сопоставлении с музыкой, движениями, костюмом и другими элементами, выбранными для исполняемого танца.

S — (Show/ШОУ ИЛИ ЗРЕЛИЩНОСТЬ) — зрелищность или воздействие на публику, увлекательность и создание интереса к шоу. Раскрывается ли полностью история, тема, концепция, идея или послание через визуальность, эмоциональность, театральность и/или через звук. Каждая часть выступления должна придерживаться своей концепции и должна соблюдаться гармония между концепцией, музыкой, хореографией и элементами.

Мы решили отследить, как меняется вальс сквозь декады эволюции танцевального искусства и отправились на одно из самых яркий танцевальных событий    России Чемпионаты и Первенства РТС 14 марта 2021 года. И сравнили  архивные видео ведущих пар страны за  прошлые года..

Мария Кузина и Александр Храпов — танцоры бальных танцев, вице-чемпионка и финалистка различных международных турниров. Пара уже имеет впечатляющие результаты на международных танцевальных площадках, они занимали призовые места и финалы в Европе, Азии и Африке. Мария и Александр уверенными шагами поднимаются по довольно крутой лестнице успеха, они настоящие профессионалы.

Мы наблюдали за этой танцевальной парой и хотим отметить невероятно-гармоничное сочетание мужественности и женственности, красоты и молодости, силы и профессионализма данной пары. Ребята танцуют вместе уже несколько лет, им еще нет 30, но они готовы дать фору более зрелым соперникам.

Эта пара — сочетание Инь и Янь, изящное взаимодействие мужского и женского начал. Александр имеет широкое телосложение, облагает крупной спиной и плечами, это делает его танец мужественным и даже немного брутальным. Конституция его тела делает танец мощным.

Мария на фоне Александра выглядит миниатюрной и хрупкой. Нежный цветок в сильных мужских руках. Это различие, безусловно, делает их слаженные движения «танцем мужчины и женщины».

На паркете, во время танца четко прослеживается гармония двух энергий, каждый из них четко знает свою роль. Оба танцора в этой паре невысокого роста и имеют мышечную комплекции мезоморфа, что позволяет им использовать физическую выносливость и силу своих тел.

Разбирая и оценивая выступление Марии и Александра, можно заметить сохраняющуюся на протяжении всего танца технику шагов. Чередование шагов на всю ступню (вперёд — с каблука, назад — с носка), на полупальцы с постепенным подъёмом и опусканием на всю ступню в конце третьего шага. Добиться слаженности и плавности в этих действиях — весьма непросто, это профессиональный уровень.

Разбирая хореографическую составляющую этой пары, стоит отметить преобладание скоростных элементов и синкопированного ритма.  Благодаря своему профессионализму, пара время танца естественным образом использует свою силу, за счет чего подобные элементы смотрятся органично и «по-настоящему».
В хореографиях Александра и Марии можно заметить практически полное отсутствие поз и фигур в  медленном ритме, т. к  для исполнения данного ритмического рисунка  танцорам не хватает некоторой легкости в переносе веса. Возможно, если улучшить эту составляющую, их танец мог бы  выглядеть еще интересней и многогранней.

Также нельзя не отметить артистизм Марии, четко прослеживается большая работа, проделанная над актерским мастерством. Улыбку Марии видно с другого конца зала, она выделяется на фоне остальных и проживает танец от начала и до конца. Она всегда включена и несет свое состояние зрителям, партнеру, судьям — это черта настоящего профессионала.

Отдельное слово хочется сказать про невероятно-красочные образы Марии. Ее платья всегда смелые и экстравагантные, при этом сохраняют традиционные каноны, что имеет большую важность в бальных танцах.

Мы сравнили вальс этой пары  с ее колегами на аналогичном  танцевальном мероприятии 8 лет назад использовав архивные записи.

Пара Асонов Илья и Асонова Алена. Эта танцевальная пара так же являлась финалистами различных международных  и Российских танцевальных конкурсов и фестивалей.

Уже перед началом танца, как только пара занимает позицию на паркете, невооруженным взглядом видно, что танцевальная мода 8-летней давности сильно отличается от сегодняшней. Платье партнерши сделано выполнено из перл-шифона, что практически. Невозможно встретить на паркете на сегодняшний день. А также  мы видим несколько подъюбников  при юбке низкой посадки, что так же не используется на сегодняшний день. Прическа партнерши выполнена стилем ' зализ' в то время как в 2021 году партнерши отдают предпочтение более объемным прическам.
Разбирая вальс в исполнении Ильи и Алены  на видео можно заметить, что  их хореография сильно отличается  от Александра и Марии  в 2021 году.

Илья и Алена исполняют несколько аналогичных фигур в вальсе  что Александр и Мария, но при этом их комбинации и порядок очень отличается. Илья и Алена меняют направление движения несколько раз, что создает рисунок танца, и исполняют фигуры в спокойном темпе и натуральном ритме в то время, как Александр и Мария отдают предпочтение движению в динамике  и  активному заполнению пространства на паркете, а также синкопированному ритму, как бы «набирая энергию»

Илья и Алена отличаются физической комплекцией от Александра и Марии тем, что они выше и их линии длиннее, что должно быть их сильной и зрелищной  стороной, но мы видим что их вальс немного пассивен из-за отсутствия некого драйва и энергии от партнера и партнерши. Их природная  комплекция  изначально более подходящая для европейской программы, чем у предыдущей пары, но в динамике и мощности их вальс значительно уступает вальсу Александру и Марии.

Мы отправляемся дальше и следующий вальс который мы рассмотрели — вальс  Чубарева Андрея и Шевелиловой Дарьи.

С самого начала вальса  у Андрея и Дарьи мы видим очень высокие подъемы в стопах, они будто взлетают и зависают на мгновенние каждый третий удар такта, что выглядит очень сбалансированно и технично. Но если сравнивать с Александром и Марией или Ильей и Аленой смотрится как полная остановка движения тела и танец выглядит не постоянным, а прерывистым, что для 2011 года являлось абсолютно регулярным и нормальным на паркете, но уже через десятилетие выглядит слишком спокойным и размеренным. Андрей и Дарья   умело сочетают как натуральный, так и синкопированный ритм, за чем интересно наблюдать и это держит внимание. 

Их хореография вальса так же имеет базовые фигуры как и у их коллег через года, но при этом эта пара использует ускорения и замедления, что создает динамику в вертикальной плоскости их танца, нежели Александр и Мария, которые для достижения динамики, используют горизонтальную плоскость движения.

Если обратить внимание на позицию и форму пары Андрея и Дарьи можно отметить что по сравнению с современными парами она очень ровная и не такая обьемная, но в целом выгядит гармонично и легко. Также в их хореографии много реверсивного движения. Что также встречается немного у Ильи и Алены и совсем не встречается у Александра и Марии.

Стиль костюма Дарьи так же имеет отличия. На платье Дарьи мы можем увидеть крупные элементы обьемных  аппликаций и перчатки, что так же редко в фаворе у современных партнерш. Также заметно что и Дарья и Алена  как и многие партнерши  в тех танцевальных поколениях оголяли руки и плечи, в то время как у Марии полностью закрыты руки, и в 2021 году мало кто открывает руки и плечи так глубоко.

Подводя итоги обзора можно сказать что вальс безусловно эволюционирует и видоизменяется, от позиций пары и линий рук  до сплетения фигур и ритмического рисунка. Даже в течении одного десятилетия можно отследить активные изменения. На смену одной моде в танце и стиле, приходит другая.

Вальс 10-летней давности это вальс высоких подъемов похожих на  задержку дыхания на  долгом’вдохе'. А вальс в 2021 году это танец умеренных подъемов и спусков  глубоких «выдохов» и коротких «вдохов», динамических вращений и движения активно в длину всего паркета.

Как бы не менялся вальс он остается одним из самых старинных, прекрасных и завораживающих танцев

Метки
Комментировать
Эту новость прокомментировали раз

Обойдется без кофе в Ялте: Буданов* шокировал Украину откровением о России

ПОЛИТИКА

Главный военный разведчик Украины полностью переобулся и признал, что слабая сторона никогда и никому не диктовала условия и делать этого не будет.

Ешьте, гости дорогие! Подсчитано, во сколько россиянам обойдется новогодний стол

ОБЩЕСТВО

Встреча нового 2026 года обойдется дешевле, чем минувшего, но дороже 2027 года.

Подоляка раскрыл причину, по которой Зеленский упорно отказывается признавать потерю городов

ПОЛИТИКА

Киев назвал враньем освобождение ВС РФ Димитрова (Мирнограда), Гуляйполя, Родинского, утверждая, что они хотя бы частично, но находятся под контролем ВСУ.

НАБУ проводит обыски в Раде: Трамп готовится принять Зеленского

В МИРЕ

По ударом - ближайшие соратник «просроченного».

В Баку угрожают России международным трибуналом: СК РФ прекратил уголовное дело по катастрофе самолёта AZAL

ОБЩЕСТВО

Министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов заявил о «серьёзном удивлении» официальных лиц Баку.

Осведомителю ЦРУ из российского МИДа дали 12 лет за госизмену: он за деньги передавал американцам наши секреты

ЧП

По данным ФСБ, наш дипломат сам вышел на разведку США и предложил ей своли услуги.