Быстрота засыпания зависит от степени полученного удовольствия, - ученые

НАУКАПрокомментируйте новость
Быстрота засыпания зависит от степени полученного удовольствия, - ученые

Американские нейробиологи выяснили, что если у мышей искусственно подавлять удовольствие, то они перестают реагировать на вкусную пищу и впадают в спячку.

Ученые Стэнфордского университета взялись выяснить, как связаны сон и удовольствие. И пришли к выводам, что чем меньше удовольствия, тем быстрее происходит засыпание.

Опыты, как водится, проводили на лабораторных мышах. Американские нейробиологи применили к ним метод оптогенетики, который дает возможность с помощью света активировать или тормозить работу нужных нейронов. При этом ученых интересовал такой нейромедиатор, как дофамин, который служит важной частью «системы вознаграждения» мозга, поскольку вызывает чувство удовольствия.

Самцов мышей по одному погружали в незнакомую обстановку, где им были предоставлены строительные материалы – бумага и опилки. Датчики, подсоединенные к животным, следили за тонусом их мышц, а видеокамеры – за их поведением.

Обычно оказавшись на новом месте грызуны активно его изучают. Но те из них, кому работу дофаминовых нейронов тормозили светом, сразу принимались сооружать гнезда, в которые тут же и укладывались спать. Их не волновала потенциальная опасность – запах кошачьей мочи, которая сигнализировала о том, что где-то поблизости ходит хищник. Их не привлекал аромат вкусного корма. Когда же во время сна дофаминовые нейроны снова активировали, мыши моментально просыпались.

Из этого исследователи сделали выводы, что система вознаграждения отвечает не только за поиск пищи, но и за подготовку ко сну. Только за интерес к еде отвечает высокий уровень дофамина, а за отправление в мир сна – низкий.

Исследователи считают, что у людей в мозгу происходят те же процессы. Когда выработка дофамина, отвечающего за систему вознаграждения, низкая, человек готовится спать. Но если перед сном он делает что-то, что приносит ему удовольствие – скажем, переписывается с друзьями или смотрит приятный фильм, то это мешает ему впоследствии уснуть.

Ученые надеются, что их открытие поможет создавать эффективные снотворные. Большинство из современных лекарств такого назначения действуют на мозг в целом, что приводят к нарушению фаз сна. А новые лекарства на основе работы стэнфордских исследователей станут куда мягче и гуманнее. Они будут лишь временно снижать интенсивность выработки дофамина и приводить при этом к нужному результату.

Ранее британские ученые выяснили, что регулярный послеобеденный сон может улучшить настроение человека. Они считают, что это способствует повышению его работоспособности.

Более 200 экзотических животных погибли во время страшного пожара в зоопарке Евпатории