Профессор Ирина Утепова, принимавшая в разработке химических соединений, способных остановить дегенерацию нейронов при этой страшной болезни, рассказала подробности.
Болезнь Альцгеймера всегда считалась неизлечимой. Мало кто не слышал об этом заболевании головного мозга, при котором дегенерация нейронов приводит к утрате памяти, речи, мышления. А многие и сталкивались с ней: неожиданно близкий человек превращается фактически в младенца, не узнает тебя, не реагирует, не контролирует себя.
По данным ученых, в 2010 году число страдающих от этой болезни в мире оценивалось в 35,6 миллиона человек. Сейчас же, медики и вовсе бьют тревогу, прогнозируя увеличение количества больных к 2050 году до 115,4 миллиона человек. Однако больше всего медицинское сообщество беспокоит то, что болезнь «молодеет». Тревожно и страшно, тем более что профилактики болезни Альцгеймера нет.
Но вот свердловские ученые совершили настоящий прорыв, первый шаг к созданию лекарства. Так, сотрудники кафедры органической и биомолекулярной химии УрФУ синтезировали химические соединения, которые способны остановить дегенерацию нейронов.
Профессор кафедры Ирина Утепова, принимавшая непосредственное участие в синтезе химсоединений, рассказала порталу Е1.RU подробности исследования. Работа проводится в лаборатории под руководством академика Олега Чупахина - признанного ученого в области синтетической органической химии и создании лекарств. Эта кафедра традиционно занималась разработкой лекарственных препаратов. Под руководством академика Чупахина разработано уже несколько препаратов, в частности, «Триазавирин», который широко используется для лечения гриппа.
"Остановить болезнь пока что невозможно, лекарств нет. Но существует несколько препаратов, исследование которых уже проводится. Одно из них даже проходит финальную стадию клинических испытаний. Надеюсь, скоро препарат появится на прилавках", - рассказала Утепова.
При этом ученая подчеркнула, что веществу необходимы дополнительные исследования, чтобы понять, как оно будет вести себя в разных тестах.
«Видите ли, когда вещество получено, это не значит, что мы завтра можем купить его в аптеках, как иногда думают люди. Вещество есть, но нужно трезво оценивать результат. Да, проведено много работы, выявлена активность вещества на клеточной модели болезни Альцгеймера. Но надо понимать, что еще большое количество работы и исследований должно быть проделано», - пояснила ученый.
В настоящее время идут тесты на животных. На нынешней стадии также выясняются, какие «побочки» могут появиться от лекарства. И только потом будет выбрано соединение-лидер, отвечающее всем необходимым нормам: активности воздействия на нейроны, растворимости, токсичности и т.д., перечислила Утепова.
Также профессор не стала скрывать, что по биологическому действию у их препарата есть аналог, хотя он и не похож по химическому составу. И это вполне понятно, если учесть, что многие ученые мира бьются над способом исцеления от болезни Альцгеймера. В 2018 году британские ученые из Университета Ланкастера, изучая новые лекарства от диабета, выяснили, что один из препаратов может быть полезным в лечении болезни Альцгеймера. А ведь только в 2014 году американские ученые научились прогнозировать наступление заболевания по группе крови, да и то только за три года до ее начала. Тогда же в Красноярском медицинском университете после 10 лет исследований выяснили зоны мозга, где именно зарождаются очаги болезней Паркинсона и Альцгеймера.