После образа коварной соблазнительницы Миледи в ленте о трех мушкетерах Терехову назвали секс-символом Советского Союза.
Также 25 августа День оперативно-поисковых подразделений МВД РФ, День рождения консервной банки и День памяти мучеников Фотия и Аникиты, а также в этот день в 1710 году русские войска вынудили капитулировать шведский гарнизон в крепости Пярну, в 1805 году русская армия М. Кутузова выступила из Радзивиллова в Австрию для совместных действий против Наполеона, а в 1941 году советские и английские войска оккупировали Иран.
Подробнее поговорим об одной из самых популярных актрис отечественного кинематографа 1970—1980 годов - Маргарите Тереховой, которой в этот день исполняется 81 год.
Маргарита Борисовна Терехова — советская и российская актриса, режиссер театра и кино, народная артистка России (1996), лауреат театральной премии им. К. Станиславского (1992).
На счету актрисы множество ролей в кинофильмах, среди которых «Монолог» (1972, 12+), «Собака на сене» (1977, 12+), «Д’Артаньян и три мушкетера» (1978, 0+), «Благочестивая Марта» (1980, 12+) и другие. Сдержанный лиризм, богатство нюансов отличают исполнение Тереховой ее лучших ролей (Матери и Натальи) в кинодраме «Зеркало» (1974, 0+), считающейся одной из лучших кинокартин всех времен.
Детство и юность
Родилась Маргарита Терехова 25 августа 1942 года в городе Туринск Свердловской области в семье актера областного драмтеатра Бориса Ивановича Терехова. Мать, Галина Станиславовна Томашевич — актриса. Брак распался, и после войны Галина Станиславовна переехала с дочерью к сестре в Ташкент.
Девочка росла слабой, часто болела простудными заболеваниями. Матери приходилось разрываться между дочерью и службой в театре, поэтому она зачастую приводила ее с собой, и девочка проводила время в обществе актеров театра, пока шел спектакль с маминым участием.
По соседству с Маргаритой жил Юнгвальд-Хилькевич, который впоследствии стал популярным режиссером. Они даже не подозревали, что в недалеком будущем встретятся снова, только уже на съемочной площадке.
В школе Маргарита успевала по всем предметам, и серьезно занималась спортом. Маргарита окончила школу с золотой медалью. Была капитаном юношеской сборной Узбекской ССР по баскетболу. С 1959 года в течение двух лет девушка училась на физико-математическом факультете в Ташкентском университете. Затем, оставив университет, уехала в Москву, где поступила на учебу в школу-студию Ю. А. Завадского при театре имени Моссовета.
После ее окончания в 1964 году Трехова стала актрисой Театра имени Моссовета, на сцене которого проработала много лет, сыграв немало ролей, среди которых Клеопатра в спектакле «Цезарь и Клеопатра» по пьесе Дж. Б. Шоу (1964), Мари в спектакле «Глазами клоуна» по роману Г. Белля (1968), Соня в спектакле «Преступление и наказание» по роману Ф. М. Достоевского (1971), Елизавета в «Царской охоте» по пьесе Л. Г. Зорина (1977).
В самом начале театральной биографии начинающая актриса уже играла центральных персонажей в нескольких постановках. Прошло много лет, и в 1987-м именно в этом театре Терехова дебютировала как режиссер и одновременно исполнила роль главного персонажа.
Карьера в кино
В 1965 году состоялся дебют Тереховой в кино — роль Тани в картине «Здравствуй, это я!» (12+) режиссера Фрунзе Довлатяна. Известность актрисе принесли роли в кинодраме Павла Любимова «Бегущая по волнам» (6+) по одноименному роману Александра Грина, Наташи Шипиловой в «Белорусском вокзале» (12+), Марии и Натальи в «Зеркале» Андрея Тарковского.
Сценарий к картине «Зеркало» писали именно для Маргариты Тереховой. После того, как фильм попал в прокат, актриса стала очень популярной. После этого фильма все поняли, что Терехова не просто умная и красивая женщина, но и очень многогранная личность со сложным характером.
Особую популярность Маргарита Терехова приобрела в конце 1970-х годов, после выхода на экраны костюмированных музыкальных телефильмов «Собака на сене», «Д’Артаньян и три мушкетера» и «Благочестивая Марта».
В «Собаке на сене» и «Благочестивой Марте» за Терехову вокальные партии исполняли профессиональные певицы, а в картине «Д’Артаньян и три мушкетера» она самостоятельно исполнила вокальный номер в сцене, где Миледи провоцирует Фельтона на убийство Бекингема. При этом Максим Дунаевский, написавший всю музыку к этому фильму, остался недоволен ее вокалом. По его мнению, «Маргарита Терехова… это редкий случай полного отсутствия музыкальности», в результате чего музыкальный номер с ее участием получился недостаточно эффектным.
После образа коварной соблазнительницы Миледи в ленте о трех мушкетерах, Терехову назвали секс-символом Советского Союза. И это при том, что актрису ни в одном кадре не видели обнаженной, таким талантом нужно просто обладать. Кстати, режиссером этой картины стал их бывший сосед из Ташкента – Юнгвальд-Хилькевич.
Сама Маргарита Терехова очень любит свою героиню Миледи. Для того, чтобы точнее вжиться в образ, актриса подняла специальную литературу, познакомилась с историей того времени, окунулась в ту эпоху. Наверное, это помогло, потому что ей удалось создать весьма реалистичный образ. Однако по мнению многих коллег и друзей, Миледи сыграла в жизни актрисы роковую роль, она сильно изменилась, характер стал жестче и нетерпимее, появилось своенравие.
Маргарита Терехова работала и дружила с Игорем Тальковым. С 1983 по 1987 год игралa в организованном ими театральном коллективе «Балаганчик».
В 2005 году Терехова дебютировала в качестве режиссера и сценариста, сняв фильм «Чайка» (12+) по одноименной пьесе А. П. Чехова, в котором сыграла роль Аркадиной.
В 2012 году на X Московском фестивале отечественного кино «Московская премьера» в Киноцентре на Красной Пресне прошли торжества в честь 70-летия Маргариты Тереховой. Президент кинофестиваля Алексей Баталов и сестра режиссера Андрея Тарковского Марина вручили «актрисе на все времена» диплом и почетный приз за вклад в кинематограф.
С середины 2000-х годов у актрисы начала прогрессировать болезнь Альцгеймера. Последние годы Терехова уже не может самостоятельно передвигаться, не встает и не в состоянии узнавать родных, близких, в том числе детей и внуков.