Беглов готов сдать Ленобласти драйвер развития Севморпути

ОБЩЕСТВОПрокомментируйте новость
Беглов готов сдать Ленобласти драйвер развития Севморпути

«Балтийский Балкерный Терминал» может переехать из «Большого порта Петербурга» в Усть-Лугу Ленобласти.

Губернатор Александр Беглов уже дал федцентру свое одобрение на перенос предприятия. В связи с этим в СМИ уже заговорили о начатом процессе редевелопмента «Большого порта», хотя не все поддерживают эту версию. Однако вне зависимости от того, переедет весь порт или только одно предприятие, решение Беглова потенциально создает проблемы Петербургу и Кремлю. В частности - риски финансовых потерь городом, а также снижение потенциала и скорости развития Северного морского пути, освоение которого проходит под особым контролем президента РФ Владимира Путина.

В начале сентября в Усть-Луге (Кингисеппский район Ленобласти) была зарегистрирована ООО «Уралкалий-Транс». Учредителями компании выступили АО «Балтийский Балкерный Терминал» (ББТ) (принадлежит 99% долей) и ООО «Сильвинит-Транспорт» (1%). Конечным бенефициаром обоих юрлиц является ПАО «Уралхим» миллиардера Дмитрия Мазепина. В СМИ регистрацию новой компании связали с вероятным переносом ББТ из «Большого порта Петербурга» (БПП) в порт Ленобласти. Ранее информационные агентства сообщали, что в середине лета помощник президента РФ Максим Орешкин направлял губернатору Петербурга Александру Беглову письмо с просьбой выразить свою позицию о возможности переноса терминала. Глава города одобрил переезд мощностей ББТ.

Мнения по оценке события в СМИ разделились. Сетевое издание 47 News предположило, что перенос балкерного терминала является первым шагом к редевелопменту «Большого порта Петербурга» в соответствии с инициативой главы «Трансмашхолдинга» Андрея Бокарева. Еще в марте бизнесмен предложил проект по переносу более 20 предприятий из петербургского порта в Усть-Лугу с последующим созданием «флагманского квартала» - застройкой освободившихся в городе площадей жильем, коммерческой недвижимостью и социальной инфраструктурой на 4,8 млн кв.м. Другие СМИ предполагали, что речь идет о переносе лишь одного терминала или расширении представительства портового бизнеса Мазепина в других регионах. Так, главред портала «Морской Петербург» Виктор Цукер в беседе с РБК отмечал, что появление компании в Усть-Луге — это скорее вопрос развития логистических цепей поставок.

По мнению нашей редакции, в данной ситуации внимания заслуживают не частные бизнес-интересы, а то, как решение Беглова может сказаться на Петербурге. Вне зависимости от того, по какому сценарию пойдет дальнейшее развитие событий, будь то перенос всего порта или ББТ отдельно в Ленобласть, не один из них не принесет в перспективе выгоду городу. Ни в локальном срезе — с точки зрения развития Петербурга, ни в глобальном — с позиции участия Северной столицы в крупных экономических проектах России. В особенности, если перенос портовых мощностей затронуть в контексте развития Северного морского пути (СМП). На нем сегодня Кремль делает особый акцент для развития торговли РФ и экономики портовых городов.

«Большой порт Петербурга» — один из крупнейших портов на Северо-Западе РФ и транспортно-логистических центров современной России. Он также является важным элементом логистической системы Евразии, так как обслуживает транзитные коридоры, связанные со странами Балтии, Индией, Ираном, Финляндией, Белоруссией, Литвой и Калининградом. Грузооборот за прошлый год составил 59,9 млн тонн. Около половины оборота — перевозка грузов в контейнерах, что указывает на специализацию порта и, по мнению специалистов, делает его главными «контейнерными воротами» России.

Развитие контейнерных перевозок по СМП — один из главных приоритетов. Об этом прямо было заявлено в апреле 2021 года на совещании правительства РФ по вопросам развития инфраструктуры Северного морского пути. Федчиновники заявляли, что у России есть возможность организовать конкурентные международные и экономически выгодные внутренние контейнерные перевозки, что позволит снизить стоимость доставки грузов и, как следствие, конечные цены на товары. Предлагалось разработать госпрограммы поддержки для перевозки грузов с учетом участия в развитии северного морского коридора Петербурга. Роль города отмечал и президент РФ Владимир Путин, у которого развитие СМП находится на особом контроле. На Восточном экономическом форуме (ВЭФ) глава государства дал поручение начать регулярные перевозки между Петербургом и Владивостоком по СМП в 2022 году, а также рекомендовал компаниям и властям изучить перспективы эксплуатации этого морского коридора. Отметим, поручения связаны с требованием президента обеспечить грузопоток по морскому коридору к 2024 году в объеме 80 млн тонн. В этой связи становится ясно, почему «Большой порт Петербурга» активно встраивали в СМП с 2017 года — у него большая роль как «связующего звена» и объекта, способного увеличить поток грузов.

Если одобрение переноса ББТ Бегловым можно рассматривать как уже согласованное Смольным начало редевелопмента «Большого порта», то, получается, губернатор своим решением снизил потенциал и скорость развития СМП, войдя в жесткое противоречие с федеральной политикой по развитию экономики РФ и поручениями президента Путина. В перспективе такое решение сведет на нет инвестиции в порт и многолетнюю работу по его встраиванию в систему перевозок Северного морского пути. Бюджет города лишится многомиллионных поступлений от различных транзитных и портовых платежей и сборов. К тому же Беглов создаст серьезную социально-экономическую проблему Петербургу. Ранее эксперты заявляли, что перенос ББП на долгие годы лишит город налоговых отчислений от деятельности резидентов порта, создаст условия для митингов из-за потери рабочими своих мест. Помимо этого, целесообразность строительства «флагманского квартала» с учетом налоговых потерь под вопросом. Директор департамента консалтинга Colliers в Санкт-Петербурге Василий Довбня заявлял «Коммерсанту», что реализация проекта по реализации проекта может занять 20 лет.

На положительное решение Беглова о переносе ББТ можно посмотреть в том же контексте, но в разрезе версии переезда одного предприятия. Ранее эксперты называли «Балтийский Балкерный Терминал» одним из драйверов развития «Большого порта Петербурга». У его собственников есть инвестпрограммы по увеличению судовых мощностей, которые могли бы нарастить грузооборот в ББП насыпных грузов, а также положительно сказаться на объеме перевозок по СМП. Одобрение переезда балкерного терминала в Усть-Лугу потенциально снижает скорость развития порта и СМП, а также опять лишает бюджет города различных отчислений.

Подводя итог отметим важную деталь. Концептуально решения Александра Беглова должны помогать экономически и инфраструктурно развиваться Санкт-Петербургу. А выходит, что своими действиями губернатор наносит Северной столице вред и опять способствует развитию соседнего региона. Логично предположить, что потенциальный перенос всего «Большого порта» в Усть-Лугу или только балкерного терминала повысит роль области в развитии СМП при понижении участия в этом процессе Петербурга. Ленобласть будет получать налоговые и таможенные платежи и получит «дрейвер» для развития собственной инфраструктуры, повышая уровень жизни своих жителей. Слово «опять» употреблено не случайно. Не сумев подготовить к «мусорной реформе» и решить проблему с отходами, в прошлом году Беглов отдал Ленобласти весь городской рынок коммунальных отходов емкостью около 15 млрд рублей. Областной регоператор по ТКО «НЭО» будет обслуживать в ближайшие 10 лет Северную столицу, причем с использованием городских ресурсов. Оператору город отдал в аренду еще и волхонскую площадку перерабатывающего предприятия МПБО-2. Очень легко Смольный сдает отрасли, заводы и терминалы соседу. В виду этого совсем не ясно, все-таки чьи интересы отстаивает Беглов — Петербурга или Ленобласти на пару с главой региона Александром Дрозденко?

Если вас обидели, если вас не слышат чиновники и вы хотите привлечь к вашей проблеме внимание общественности – пишите в нашу рубрику «Обращение в редакцию».

Присылайте ваши письма на электронный адрес bloknotmoskva@gmail.com или пишите в директ bloknot_russia. А так же whatsapp +79508687378

Подписывайтесь на наш канал в "Яндекс Дзен", на наш инстаграм @bloknot_russia, @bloknot_politika, @bloknot_trash и социальные сети Вконтакте, Одноклассники и Фейсбук.

Комментировать
Эту новость прокомментировали 0 раз