Трагедия унесла жизни 41 человека.
Сегодня, 24 марта, достоянием СМИ стала полная расшифровка переговоров пилотов самолета Sukhoi Superjet 100, потерпевшего крушение в Шереметьево два года назад. Трагедия, произошедшая 5 мая 2019 года и потрясшая всю страну, унесла жизни 41 человека.
По предварительной версии борт, совершавший рейс по маршруту Москва-Мурманск, вынужден был вернуться в аэропорт из-за удара молнии. Пилоты пытались посадить лайнер, но при посадке из-за удара о полосу загорелась задняя часть. Сегодня телеграм-канал Baza позволил по-новому взглянуть на трагическое событие двухлетней давности, впервые опубликовав полную расшифровку пилотов с диспетчерами и бортпроводниками.
Из расшифровки следует, что на полосу лайнер шел с превышением посадочной массы, а пилоты только во время ЧП вспоминали инструкцию по аварийной посадке. Судя по тексту, первый пилот подозрительно поинтересовался у второго: «Checklist прочитан у нас до конца?». К слову сказать, Checklist - это контрольный список, где перечислены все факторы, свойства, параметры, аспекты, компоненты, критерии, которые структурированы для достижения поставленных задач. В случае с самолетом - довести пассажиров и экипаж в целости и сохранности, учитывая любой форс-мажор.
После того, как выяснилось, что при взлете произошел удар молнии, отключился автопилот и был подан сигнал об отказе систем самолета. Пилоты в такой ситуации принимают решение возвращаться. Ведутся переговоры с диспетчерами по аварийной линии. Параллельно пилоты предупреждают бортпроводников о возможной посадке из-за технических проблем.
В нескольких метрах от земли первый пилот произносит: «Блиииин», тут же идут звуки шума и автоматическое звуковое предупреждение «Применить альтернативное торможение». И хоть в записи не ощущается паники, но кто-то уже сообщает о запахе топлива, через секунду уже стюардесса предупреждает, что в самолете пожар. Пассажиров готовят к эвакуации. «Расстегнуть ремни, оставить все, на выход», — говорит бортпроводница. Всё, на это запись прерывается!
2 октября 2019 года Следственный комитет России предъявил командиру лайнера Денису Евдокимову обвинение в нарушении правил эксплуатации воздушного судна, повлекшем смерть двух и более лиц. Следствие считало, что командир корабля знал о грозе, но посчитал это несущественной помехой. Сам Денис Евдокимов вину не признал, перекладывая вину за трагедию на производителей. Летчик считает, что катастрофа произошла из-за несоответствия самолета нормам годности.
Хотя эта расшифровка только подтверждает слабую подготовку летчиков, летающих на Sukhoi Superjet 100. Как пишет «Ридус», в декабре 2020 года представитель «Аэрофлота» даже жаловался, что тренажер, на котором учатся пилоты, в ручном режиме некорректно отражает управление лайнером в реальных условиях. Летчикам сложно адаптироваться из-за таких расхождений.
Как бы то ни было, но «Аэрофлот» намерен был полностью отказаться от эксплуатации Sukhoi Superjet 100 до 2022 года. Все уже имеющиеся самолеты авиаперевозчик планировал передать в дочернюю авиакомпанию «Аэрофлота» - «Россия».