На вопросы Блокнот.ру ответили собственники дорог Заглядино — Тарханы и Бугуруслан — Заглядино
Местные журналисты называют эти двадцать километров участка Бугуруслан — Заглядино в Оренбургской области дорогой смерти. Асфальт здесь разбит, всюду колдобины и ямы. Но если разобраться и углубиться в историю вопроса, то аварийный отрезок пути, о котором идёт речь, – самая настоящая дорога жизни. Транспортная артерия соединяет в регионе три района: Асекеевский, Бугурусланский и Матвеевский. Когда дорогу закроют (а такое решение может быть принято либо собственником, либо властями), жителям придётся ездить в объезд, делая большой крюк — 180 километров.
Что будет с разбитой, но при этом необходимой, как воздух, дорогой Бугуруслан — Заглядино? Почему АО «Куйбышева» передал её ООО «Автодор»? Действительно ли новый собственник собирается её закрыть? Сколько нужно средств, чтобы отремонтировать участок Бугуруслан — Заглядино? На эти и другие вопросы изданию Блокнот.ру ответили директор компании «Автодор» Елена Крутова и руководитель АО «Куйбышева» Антон Богданов.
Какие дороги находятся в управлении «Автодора»?
Крутова: Сейчас в собственности ООО «Автодор» находятся две дороги: Заглядино — Тарханы и Бугуруслан — Заглядино. Протяжённость первого участка составляет 31,5 километра. Второго — 21,7 километра. Земля под ними муниципальная.
Как дорога оказалась в собственности АО «Куйбышев»? А позже перешла на баланс «Автодора»?
Крутова: Дороги, о которых идёт речь, — технологические. Ранее они принадлежали нефтяникам и пользовались ими нефтяники. В прошлом году эти дороги перешли в собственность АО «Куйбышева». Когда новый акционер покупал хозяйство, то пути сообщения, о которых идёт речь, уже были на балансе этого акционерного общества.
Богданов: Да, эти дороги перешли нам от прошлого собственника. АО «Куйбышева» на 100 процентов принадлежало компании ННК «Оренбургнефтегаз». Когда нефтяной гигант продавал нам акции этого хозяйства, то дороги уже были на балансе предприятия. Со временем люди привыкли пользоваться этими автомобильными путями, никто сейчас уже и не вспоминает, кому они принадлежали и для каких целей изначально предназначались. То есть эти пути сообщения фактически изменили свой статус.
Крутова: Да, статус дорог изменился, а позиция государства — нет. К сожалению, власть свой подход в этом вопросе менять не собирается. Хотя «Автодор» обращался к региональным чиновникам за поддержкой, мы просили субсидировать содержание дороги, но нам отказали, сославшись на то, что она частная. Получается замкнутый круг.
Где находится ваш совхоз?
Богданов: Фактически АО «Куйбышева» расположено в Курманаевском районе Оренбургской области, в 150 километрах от дорог, которые мы с вами обсуждаем. То есть наше предприятие даже никак не использует эти автомобильные участки. Тем не менее пока у нашего колхоза были деньги латать эти транспортные пути — мы их ремонтировали. За период с мая 2023 года по февраль 2024 года только содержание дороги Бугуруслан — Заглядино обошлось в 12 миллионов рублей. Это цифра без затрат на ремонт, обустройство и разметку.
Теперь дорога стала для нас тяжёлым обременением. Подчеркну ещё раз: АО «Куйбышева» — сельхозпредприятие, которому оказывается профильная господдержка. Мы не имеем права тратить средства на содержание дорог. Недавно стартовала посевная кампания — важный и ответственный период в нашей работе. Мы с трудом решили вопрос с покупкой посевного материала и оплатой ремонта сельхозтехники. К сожалению, тратить средства на непрофильные нужды мы не можем. По этой причине мы передали дороги компании «Автодор». При этом АО «Куйбышева» вошёл в состав учредителей этой организации.
Чем занимается ООО «Автодор»?
Крутова: У нас два направления работы. Первое касается содержания дорог. Мы готовы и дальше обслуживать эти автомобильные пути сообщения, но лишь в том случае, если государство нас поддержит. Поскольку Бугуруслан — Заглядино — это дорога общего пользования, то мы очень надеемся на адекватную финансовую субсидию. Если же такой поддержки не будет, то мы инициируем процесс передачи этих транспортных путей на баланс региона. Содержать эти объекты в полном объёме за свой счёт мы не сможем. Поэтому вторая задача «Автодора» — администрировать процесс юридической и фактической передачи этих автомобильных дорог в государственную собственность. А пока мы ждём решения властей, то не ведём предпринимательской деятельности и никак не зарабатываем на этих дорогах.
Сейчас в социальных сетях можно встретить множество комментариев по поводу состояния автомобильного участка Бугуруслан — Заглядино. Жители жалуются, что дорога разбита. Вы говорите, что на её ремонт у «Автодора» нет денег, государство тоже отказывается помогать. Как в таком случае компания планирует выходить из сложившейся ситуации?
Крутова: Выход — садиться за стол переговоров с чиновниками регионального правительства. Власти либо идут навстречу жителям и выделяют субсидию на содержание этой дороги, либо, если финансирования нет, забирают её себе на баланс. Напоминаю: это дорога общего пользования, по ней передвигаются и легковые машины жителей, и грузовики предприятий, работающих в этом районе. Почему власти Оренбургской области дистанцировались от решения проблемы, мне не совсем понятно. Тем более что есть решение суда, в котором говорится, что региональные власти обязаны обеспечить транспортную доступность для населения.
Что будет с дорогой, если власти Оренбургской области не изменят своего решения?
Дорогу придётся закрыть. Местным жителям, которые пользуются ей ежедневно, это не понравится. Поэтому, если сегодня же не начать процесс передачи этих автомобильных участков в собственность государства, в следующем календарном году их некому будет обслуживать. Важно именно сейчас предусмотреть и заложить в бюджете Оренбургской области средства на содержание дороги Бугуруслан — Заглядино.
Сколько стоит ремонт участка Бугуруслан — Заглядино?
Крутова: Сейчас «Автодор» совместно со специалистами подрядных организаций проводит обследование дороги и делает анализ условий её эксплуатации. Всё это нужно, чтобы понимать причины, из-за которых разрушилось покрытие. После этого начнём считать «дефектовку». По предварительным оценкам, чтобы привести дорогу в нормативное состояние, потребуется не менее трёх миллиардов рублей. Для «Автодора» и нашего учредителя АО «Куйбышев» это неподъёмные деньги.
При этом участком Бугуруслан — Заглядино пользуются не только рядовые жители, но и предприятия, такие как ННК «Оренбургнефтегаз», АО «Оренбургнефть», элеватор и многие другие компании. Обороты некоторых из них исчисляются в миллиардах рублей. Несправедливо, что основная нагрузка на содержание и ремонт объекта лежит на компании «Автодор». Сейчас мы пытаемся провести переговоры со всеми заинтересованными сторонами, чтобы учредить попечительский совет и совместно отремонтировать дорогу.
Достучались до президента
Ремонта в пух и прах разбитой, но жизненно необходимой дороги, добивались местные общественники. Среди них блогер Юлия Габбасова, которая написала о проблеме в приёмную главы государства Владимира Путина. Недавно она получила ответ от Администрации Президента РФ. В письме говорится, что выделить бюджетные деньги на содержание и ремонт частной дороги власти не могут. Это противоречит действующему законодательству.