Экстремальный туризм в Мариуполе: новый тренд на YouTube

Актуальный вопросОбсудить в телеграм
Экстремальный туризм в Мариуполе: новый тренд на YouTube

Популярным у блогеров в Ютьюбе городом стал… Мариуполь.

Может, неожиданно. А, может, совершенно предсказуемо. Да, бои там закончились почти год назад.  С него начиналась СВО, и внимание, вплоть до мая, когда сдался «Азов*», запрещенный в РФ, было приковано к этому городу на азовском побережье.

Мариуполь

Но потом наступило не менее интересное время – время восстановление разрушенного. В жестких боях было поврежден жилой фонд, около 450 домов уже определено под снос. Надо иметь в виду – Мариуполь вовсе не превратился в груду развалин, большинство зданий целы, хотя многие  имеют те или иные повреждения – где-то выбиты окна, где-то разбита крыша и т.п. Город быстро превратился в самую большую стройку на территории бывшего СССР, где занято более 30 тысяч рабочих, сосредоточено большое количество строительной техники. В город непрерывным потоком едут грузовики со стройматериалами.

Начался трагический, но любопытный эксперимент – преобразование полумиллионного промышленного города, сильно пострадавшего в результате боевых действий. Уже официально объявлено, что «Азовстали» больше не будет. Судьба завода им.Ильича тоже непонятна  - ведь необходимо не просто его восстановить, пусть повреждения были невелики, но и решить вопрос с собственником (Ринатом Ахметовым) и наладить сбыт продукции и снабжение. Да и с рабочей силой также неясно, до половины жителей Мариуполя в настоящий момент отсутствует, в первую очередь молодые и среднего возраста.

Но это дела не ближайшего будущего. В настоящее время идет активная работа по сносу  разбитых зданий, по ремонту поврежденных и обгорелых, и строительству новых. Последнее пока осуществляется на свободных территориях, не там, где раньше стояли снесенные дома. Основной массив новой  застройки  создается в чистом поле на выезде из города с  главного проспекта. Другой крупный массив построен на небольшом пятачке посреди частного сектора, бывшем пустыре. Также достраиваются брошенные давно, еще при Украине, высотки (интересно, как в данном случае решен вопрос с собственностью?)

Что касается сноса, то впечатляюще выглядит квартал, состоявший более чем из двадцати многоквартирных домов, и возвышавшийся над морем в Левобережном районе,  снесенный полностью, «под нуль». Теперь там чистая земля. Как представляется, сейчас сделана ставка на максимальное использование уже имеющихся зданий, их стараются восстанавливать, и сносить только  в случае явной невозможности реновации. Поэтому в городе можно наблюдать  интересные технические решения – демонтаж 1-2 этажей, и восстановление на их месте квартир. Или пристройку снесенных частей дома.

Все это показывают мариупольские блогеры.  Печальная  судьба их города, уникальные процессы, происходящие в нем, обеспечивают их сюжетам большую аудиторию.  Всем интересно посмотреть и масштаб разрушений, и темпы восстановления, и новые технологии строительства. Можно навскидку назвать три-четыре десятка таких блогеров, кто еженедельно, а кто и ежедневно ведет репортаж.

Они активно общаются со своими подписчиками и зрителями, отвечают на их вопросы, проводят стримы, по их просьбе выезжают по тем или иным адресам, чтобы заснять состояние дома или найти человека. Надо иметь в виду, что при правильно поставленном деле, это занятие еще и доходное. Большинство блогеров собирают средства, размещая реквизиты для перевода им денег. Обычно говорится про «развитие канала» или о «гуманитарной помощи», но понято, что блогерам тоже надо жить, и для них это средство заработка.

Успех одних подталкивает других присоединяться. Так, один из популярных мариупольских блогеров, оказался обладателем очень симпатичной молодой жены, которая решила открыть свой канал, и теперь догоняет мужа по числе просмотров. Может, ее канал и не такой познавательный как у супруга, но внешние данные обеспечивают успех, красивая девушка на фоне развалин вызывает сочувствие. Приезжают вести репортажи и люди издалека, чуя возможность прославиться.

Но сегодня хотелось бы обратить внимание на следующее. Настроенность этих блогеров и их зрителей сугубо положительная. Люди хотят скорейшего восстановления  привычной мирной жизни. Им неинтересно говорить о «военных преступлениях», вспоминать про осаду, про сидение в подвалах – к чему их подталкивают с «той» стороны фронта и с Запада. И это нормально. Человеческая психика настроена на позитив. После тяжелых испытаний хочется чего-то жизнеутверждающего. Все эти блогеры никакого отношения к власти не имеют. Они  самые обычные «маленькие» люди, не связанные со СМИ, с политическими партиями, бизнес-интересами. Мариупольские блогеры наполняют содержанием  свои каналы не по чьей-то указке.

Очень важно и то, что еще вчера все они являлись лояльными гражданами Украины, и ни о какой России не помышляли. А сегодня они уже вполне лояльны новой власти. И это у них происходит естественно, без какого-либо принуждения. Видно, что «украинство» было для них наносным, временным явлением. Оказавшись без принудительного украинского языка – в стопроцентном русскоязычном городе – они моментально его забыли.

При этом важно отметить, что у блогеров нет никакого «ура-ура Россия»!, ни малейшего подлизывания к тем, у кого власть в Мариуполе. Просто объективные репортажи о сегодняшней – непростой, подчеркнем, с множеством еще нерешенных проблем – жизни в израненном городе. И, повторимся, репортажи сугубо жизнеутверждающие, полные надежды.

Людей восхищает и множество техники, и размах стройки. Надо отметить, что парадоксальным образом, полумиллионный город с мощной работающей промышленностью совершенно не строился последние тридцать лет. Практически все жилье  - советского или даже дореволюционного времени.  Если в  Киеве или в Харькове или Донецке (до 2014) шло строительство жилых домов, то в  Мариуполе оно проходило сугубо в частном секторе. Фактически за все время независимости построено было 1-2 многоэтажки. Почему Ахметов и городские власти так себя вели – непонятно, ведь средства в городе имелись. Не была восстановлена даже сгоревшая в 2014 году мэрия.  И люди это отмечают, для них все в новинку – настолько они позабыли вид башенного крана на стройке.

Прошедший год в Мариуполе показал, что не существует какой-то непреодолимой  предубежденности бывших жителей УССР по отношению к России. Да, накрутка в течение восьми лет после 2014 года дала свои результаты, у многих сознание засорено националистическими и шовинистическими представлениями, часто открыто русофобскими – «в России туалеты на улице, нет канализации» и т.п. Это хорошо видно, если читать паблики мариупольцев, переселившихся в Европу или подконтрольную Киеву часть Украины. За год СВО эта предубежденность только усилилась, особенно у тех, кто бежал из Мариуполя под обстрелами.

СССР

Но у тех, кто остался, столкновение с реальностью приводит к другим результатам. Переосмысливается и роль ВСУ и «Азова*» - зачем надо было давать бой в неэвакуированном полумиллионом городе? Какое же это «спасение» его жителей, когда их подводили под бомбы и снаряды, устанавливая во дворах САУ и «Грады», устраивая снайперские гнезда на чердаках, а то и в квартирах. Неужели нельзя было вывести войска на север, пока не замкнули кольцо, и спасти, тем самым, мариупольцев от ужасов осады? Эта тема регулярно проскальзывает подспудно в репортажах блогеров, хотя они сами могут быть  вовсе не пророссийскими.

Поэтому модная тема, разгоняемая в либеральных кругах, про то, что «Украина нынче не та», что раньше, что «она ушла в Европу», что украинцы отныне навеки ненавидят русских  - это все ерунда. Нет ничего лучше, чем реальный опыт и осмысление его.

Да, за один год, может и не перебить наслоения тридцати лет пропаганды про то, что «Украина - не Россия», с учетом целого поколения, выросшего при «незалежности». Но опыт Мариуполя свидетельствует, что даже совсем юные легко меняют ориентацию и самоопределение. Несколько мариупольских подростков ведет достаточно популярный канал, где они рассказывают о своей жизни, о восстановлении города, о том, как они оказывают помощь старикам и детям, и там нет никакого «охи-ахи» про оккупацию, страданий по Украине. И не потому, что боятся, просто они вне этой пропаганды.

Человеческое сознание достаточно пластично.  Тридцать лет его мяли в одну сторону – получился такой результат как получился. Сейчас включается обратный режим.

Максим Артемьев

*Запрещенная в России террористическая организация

Метки
Комментировать
Эту новость прокомментировали раз

Лукашенко рассказал, как пошутил с Путиным про «Орешник»

ОБЩЕСТВО

Президент Белоруссии убежден, что применение такого оружия уже охладило многих на Западе, и эту реакцию "выдали" СМИ.

Сначала «Орешником» уничтожить «Патриоты» вокруг Киева, а потом уже бить по нелегитимным узурпаторам предложили Путину

В МИРЕ

Если вывести из строя основу ПВО, дальше можно свободно наносить удары по городу обычными ракетами и БПЛА

«Напрасно потратил время»: почему картину «Гладиатор 2» (18+) россияне встретили без особого энтузиазма

КУЛЬТУРА

Рассказываем о том, почему россияне теряют интерес к американскому кинематографу.