Юрист рассказал о том, смогут ли россияне смотреть западное кино
Сначала региональные, а затем и столичные кинотеатры в России начали оказывать зрителям услуги «предсеансового обслуживания». Например, в Перми перед демонстрацией российского фильма «Небо» зрителям стали предлагать новинки мирового проката, не дошедшие в страну легально. Первый замглавы администрации президента РФ Сергей Кириенко считает, что законодательство об интеллектуальной собственности в условиях санкций стран Запада придется менять в любом случае. По его словам, поправки в законодательство могут быть внесены в самое ближайшее время. О том, не останутся ли россияне без западных кинолент – «Блокноту» рассказал основатель адвокатского бюро «Законовед» Григорий Сарбаев.
Напомню, что 27 мая 2022 года президент России подписал указ, устанавливающий обязанность осуществления платежей в пользу ряда категорий правообладателей в рублях через специальный счет, открытый в банках, перечень которых определит правительство. Формально студии-правообладатели и кинотеатры могут открыть рублевые счета «типа О», в которых и производить расчеты, однако на практике происходит иное, поскольку правообладатели такие счета открывать не спешат и, соответственно, выкупать новые ленты у них проблематично.
Поэтому киносети, с одной стороны, используют лазейки, такие как новые (действующие с 1 марта 2022 года) правила работы со зрителями, где показ западного кино идет под видом «предсеансового обслуживания», а также возможность формальной аренды кинозалов у крупных компаний небольшими фирмами и даже физлицами, берущими на себя правовые риски «частного просмотра» контента параллельного проката.
С другой стороны, все понимают, что статью 14.58 КоАП РФ «Осуществление проката фильма и (или) показа фильма без прокатного удостоверения на фильм» (штраф в размере от 50 до 100 тыс. руб., повторный — от 100 до 200 тыс. руб. или административная приостановка деятельности сроком до 90 дней), а также статью 19.7.7. КоАП РФ «Непредоставление информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах» (букет оборотных штрафов) никто не отменял.
И хотя прецедентов использования указанных статей после начала санкционной лихорадки не отмечено, проверить на себе существующие послабления никто не рискует. Сети настойчиво предлагают выход в форме узаконенного механизма ввоза копий картин из третьих стран. Тогда у них нет проблем с прокатным удостоверением и официальной продажей билетов, а это нивелирует риски банкротства более половины кинотеатров, а с ними и сохранение около 50 тысяч рабочих мест.
Однако все это юридический аспект проблемы, которая на самом деле намного шире.
В первую очередь очевидно желание самих сетей не столько соблюсти морально-этические и правовые нормы или сохранить рабочие места, сколько не ломать годами наработанную схему, продолжая делать прибыль именно на западном кино, пусть даже в несколько видоизмененном варианте, поскольку доля российского контента в кинотеатрах всего 25,6 %.
Это отражается в большинстве интервью и даже решения ряда киносетей об отмене показа картин, ушедших из России студий, на мой взгляд, также несут в себе отпечаток нежелания портить отношения с иностранными кинопроизводителями. Объясняется это довольно просто, поскольку несмотря на победные реляции и громкие заявления о поддержке отечественного кинематографа, лидерами кассовых сборов является большей частью не его продукция. В 2021 году из 40 млрд рублей всего оборота кинотеатров только 10 млрд рублей собрали российские фильмы. А летом доля Голливуда в прокате поднимается до 97 %.
При этом предполагаю, что сети будут не столь щепетильны в вопросах соблюдения этики, когда в очередной раз придут теперь уже за увеличенными на фоне кризиса государственными дотациями, а вопрос о снижении стоимости билетов на киносеансы в сложившейся ситуации никого не взволнует. Также продолжится тенденция специфического импортозамещения в форме вываливания государственных (то есть наших с вами) денег через Минкульт и Фонд кино на непрозрачные и откровенно провальные отечественные «киношедевры». Все там давно на своих местах и так удобно, что менять в принципе ничего и не хочется. Эта музыка, по их мнению, должна быть вечной, только надо заменить батарейку. Например, законом избавить киносети от ответственности за покупку и ввоз копий западных картин через другие страны или посредников (которых можно согласовать с теми же западными студиями). Или даже не согласовывать, как говорилось в одном из наших фильмов «ворованное – не бракованное». Ну а затем, чтобы российский зритель ненароком не увидел в голливудском блокбастере какого-нибудь героического «кабанчика Миколу», будут с удовольствием бдеть чиновники с депутатами, все-таки и они должны быть при деле.
Напомним, отечественные кинотеатры нашли способ показывать зарубежные картины, которые официально не вышли в России из-за ухода голливудских киностудий из страны.
Так, в кинозалах сразу нескольких регионов появились сеансы с так называемым «бесплатным предсеансовым обслуживанием». В рамках них кинотеатры сначала показывают один из голливудских блокбастеров, а спустя небольшой перерыв — отечественную картину.
Изначально такую схему стали использовать в кинотеатрах Пермского края. Позднее данную практику взяли на вооружение и в других регионах, включая Санкт-Петербург, Башкирию, Татарстан, Саратовскую область, Республику Марий Эл, Красноярский край.
Чтобы первыми узнавать обо всем, что происходит в России и мире, подписывайтесь на наш канал в Telegram.