Кайдановский на экране всегда был исключительным: его персонажи отличались от остальных героев, даже если им отводилась второстепенная роль.
Также 23 июля День дачника, Всемирный день бабушек, дедушек и пожилых людей, Всемирный день китов и дельфинов и День работника специального учета уголовно-исполнительной системы РФ, а также в этот день в 1985 году в СССР на боевое дежурство были поставлены ракеты «Тополь», а в 2019 году объединенная авиационная группа Военно-воздушных сил России и Китая осуществила первое совместное воздушное патрулирование в Азиатско-Тихоокеанском регионе самолетами дальней авиации.
Подробнее поговорим о родившемся в этот день «нестандартном» советском и российском киноактере Александре Кайдановском (1946-1995). На экране он всегда был исключительным: его персонажи отличались от остальных героев, даже если им отводилась второстепенная роль.
Попытки режиссеров поместить Александра Кайдановского в стандартные рамки успехом не увенчались. Благодаря оригинальной манере актерской игры, Кайдановский сумел занять среди коллег особую нишу, в которой ему не было равных.
В детстве Александра бросила мать
Александр родился 23 июля 1946 года в Ростове-на-Дону. Будущий актер рано понял, что такое предательство: мать, мечтающая стать актрисой, бросила маленького сына и мужа и уехала учиться в Москву.
После неудачной попытки покорить столицу женщина вернулась, но сохранить отношения родители уже не пытались. Позже у каждого из них появились новые семьи. Саша остался жить с отцом, которого беззаветно любил.
В 1960—1961 годах Кайдановский учился в Днепропетровском сварочном техникуме имени Е. О. Патона. В 1965 году окончил Ростовское театральное училище (курс М. И. Бушнова) и поступил в Школу-студию МХАТ, но, проучившись несколько месяцев, ушел оттуда.
В 1969 году Кайдановский окончил театральное училище им. Б. Щукина вместе с Н. Руслановой, Л. Филатовым, Б.С. Галкиным, Н. С. Гурзо, В.А. Качаном, И.В. Дыховичным, А.А. Вертинской, А. С. Халецким, Яном Арлазоровым.
Театральная карьера и особенности характера
В 1969—1971 годах Александр Кайдановский работал в театре имени Е. Б. Вахтангова. Сам актер вспоминал: «Вахтанговская «корпорация» отравила во мне любовь к театральной жизни: внутренние взаимоотношения в театре всегда строятся на каких-то отвратительных принципах, на том, что одним приходится унижать других. Я человек, по сути, свободный, мне не хотелось бы ни кого-то унижать, ни оказаться униженным. Поэтому из театра я ушел. Каким образом? Что делает актер, когда ему не дают играть? Он выпивает. И пару раз я выпил так основательно, что от меня поспешили избавиться».
После ухода из театра Вахтангова Кайдановский работал во МХАТе и Театре на Малой Бронной. С 1973 года он проходил службу в армии в кавалерийском полку при «Мосфильме».
В 1982 году Кайдановский поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров в мастерскую Андрея Тарковского, которую режиссер открыл чуть ли не специально для него. Однако Тарковский вскоре эмигрировал в Италию, потому доучивался Кайдановский у Сергея Соловьева.
Уже находясь в Италии, Тарковский хотел видеть Кайдановского в главной роли в «Ностальгии», которая снималась в Италии, но того не выпустили из СССР.
В 1989 году Кайдановский преподавал режиссуру в Театральном училище имени Б. В. Щукина, а в 1992 году ему было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств РФ». В 1994 году Кайдановский становится членом жюри кинофестиваля в Каннах.
Леонид Филатов вспоминал: «Мы с ним дружили. Хотя это была трудная дружба, и человек он был трудный, но я восхищался им, глядел снизу вверх. Кайдановский был человек невероятный — он мог виртуозно материться, болтать на бандитском жаргоне, а мог всю ночь говорить с тобой о литературе, о вещах, которых здесь не знал ни один специалист… В его бесстрашии было что-то необъяснимое: однажды, на четвертом курсе Щукинского, мы впятером — он, Галкин, Качан, Матвеев и я — возвращались ночью через Марьину Рощу. Неподалеку от Рижской к нам пристали шестеро, у них были ножи… В принципе впятером мы могли бы отмахаться, но против ножей — не знаю, как бы все вышло. Кайдановский подошел к тому, кто первым вынул нож, и голой рукой взялся за лезвие. Просто взялся. Кровь хлещет, а он держит. И что-то такое было в его лице, что они спасовали…».
«Саша был одним из самых образованных людей, какие вообще мне в жизни встречались. Не просто образованный, а истинно глубоко образованный. Саша, к примеру, не мог видеть никакого печатного текста без того, чтобы его не прочитать и не уразуметь в нем написанного. Интересовали его больше все вещи сложнейшие. Он, к примеру, обожал психоанализ и вообще все, что связано с психической жизнью человека. Особенно увлекали его психические аномалии, сумасшествия — огромное количество литературы на эту тему было им перелопачено серьезнейшим образом, с пометками и замечаниями на полях. Еще Саша был поразительно музыкально образованным человеком. Все сложнейшие сочинения композиторов второй половины XX века были им освоены и усвоены. У меня тоже множество пластинок, но из них всерьез прослушал в лучшем случае, может быть, всего лишь сотню», — вспоминал режиссер Сергей Соловьев.
Кино
Весь свой талант Кайдановский отдал кинематографу. Не из-за денег, а потому, что отношения с театром не заладились с самого начала. После увольнения из Театра имени Вахтангова актер работал во МХАТе и Театре на Малой Бронной, но и там не задержался надолго.
В 1970-е Кайдановский много работает на съемочных площадках различных режиссеров. В это время актер, начинавший с экранизаций классики («Анна Каренина» (0+) Александра Захри, «Первая любовь» (16+) Василия Ордынского, «Игрок» (12+) Алексея Баталова), снимается в приключенческих фильмах: «Пропавшая экспедиция» (0+) и «Золотая речка» (18+) Вениамина Дормана, «Дознание пилота Пиркса» (6+) Марека Пестрака.
Герои Кайдановского наконец-то попадают в необычную обстановку и необычные обстоятельства, само их происхождение вызывает много вопросов у окружающих. Кайдановский играет уникумов, но его талант еще не до конца раскрыт, главная роль актера была впереди.
В 1979 году на экраны вышел фильм Андрея Тарковского «Сталкер» (12+). Александр Кайдановский, игравший главного героя, даже вне съемочной площадки продолжал жить жизнью своего персонажа. Проблемы с пленкой и перерыв в работе над «Сталкером», во время которого многие были уверены, что картину закроют, стали для него настоящим ударом.
После выхода фильма он признавался, что уже не может работать над обыкновенными ролями. «Я никем не могу быть после «Сталкера». Это все равно что, сыграв роль Христа, взяться за роль главного бухгалтера», - говорил Александр Кайдановский.
И, тем не менее, актерская карьера продолжилась, однако фильмов, в которых Кайдановский появлялся, стало значительно меньше. Следующей важной и, как говорил актер, пророческой его ролью оказался образ режиссера-документалиста Николая Вараксина в картине Сергея Соловьева «Спасатель» (12+). После этой ленты он поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров.
О режиссере Кайдановском критики говорят как о тонком философе, интеллектуале, щедро насытившем свои фильмы цитатами из лучших произведений мировой культуры, аллюзиями и религиозной метафизикой. Он экранизировал Камю, Борхеса и Толстого. Поставил по собственному сценарию «Жену керосинщика» (18+), за которую получил Гран-при как самый «странный фильм» на Международном кинофестивале фантастических фильмов в Авориазе.
Однако многие задумки автора так и не были осуществлены, например, картина об Иване Грозном, сценарий к которой Кайдановский также написал сам. Александр Кайдановский умер утром 3 декабря 1995 года от третьего инфаркта в комнате своей московской коммунальной квартиры.
Последние новости России и Мира читайте здесь, на БлокнотРУ
#Новости России и мира#Новости России
#Новости мира
Свое мнение о происходящем в Мире и в Европе публикуйте с комментариях ниже