Владимир Путин начал руководство страной с отражения атаки террористов на эту кавказскую республику, но сегодня именно она в зоне наиболее острых проявлений экстремизма и сепаратизма.
В Дагестане многие туристы слышали о себе: «Гости из России». Вроде, и не обидно, но весьма показательно: словно, человек приехал в другую страну. Может быть, поэтому самый известный боец республики Хабиб так ни разу и не вышел на ринг с российским флагом? Зато с символикой Украины он сниматься очень любил. А теперь еще выяснилось, что спортсмен регулярно забывал платить стране (нашей общей) налоги, задолжав 297 млн руб. Более того, в школе Хабиба тренировался один из бандитов, устроивших теракт в Дагестане 23 июня. Скорее всего, совпадение (республика не большая, а школа – популярная), но крайне симптоматичное. А еще среди террористов оказался участник прошлогоднего нападения на аэропорт в Махачкале. Власти тогда не решились серьезно наказать участников погрома. Но вместо общественного спокойствия получили очередной виток эскалации. Четверть века назад Владимир Путин начал управление Россией с отражения атаки террористов на Дагестан. Но по печальной иронии судьбы именно эта республика сегодня оказалась в зоне особого риска в проявлении экстремизма и сепаратизма.
Хабиб Нурмугамедов – один из главных символов современного Дагестана. Особенно для молодежи, активно увлекающейся здесь спортом. И что же «символ»? Он ни разу не вышел на ринг с флагом России. Когда его спрашивали, почему, витиевато отвечал:
«Я считаю, что представлять страну можно и без ее символов. Флаг поднять мало, надо еще ему соответствовать. Я не считаю, что тот кто выходит без флага - не патриот. Я по-своему свою страну представляю».
Но, оказывается, к символам Украины у него совсем иное отношение. По Сети сейчас разлетаются многочисленные фото и видео Хабиба, которые жестко прокомментировал блогер Алекс Паркер:
«Хабиб, которому стыдно выходить с флагом России никогда не стыдился носить украинскую символику. Напомню, что он долгое время жил и тренировался в Полтаве. Никакие исламские убеждения не мешали ему никогда. Даже в своей первой поездке в США он носил шапку с надписью Ukraine, а не Россия или хотя бы Дагестан. Таким образом для Хабиба на первом месте Палестина, на втором Украина , потом США, потом Дагестан, ну а России для него вообще не существует».
Так это или нет – сказать сложно. Зримым шагом было бы появление Хабиба с флагом России. Но пока он пропал из поля зрения общественности. И, вроде как, даже покинул страну, в бюджет которой задолжал 297 млн. руб.
Его «коллега» по спортивной арене, депутат Госдумы и бывший чемпион мира по боксу Николай Валуев призвал Нурмагомедова выплатить долг Федеральной налоговой службе (ФНС). И со стороны спортсмена сейчас это был бы единственно правильный шаг.
Но дело далеко не только в Хабибе. На днях, на Международном молодежном форуме в Петербурге его участники подняли тему о запрете никабов - религиозной одежды, полностью закрывающей лицо. Участники отмечали достаточно абсурдную ситуацию: в мусульманских государствах Средней Азии их запрещают, и тогда наиболее радикально настроенные жители этих стран едут в Россию, т.к у нас они разрешены. В рамках дискуссии глава СК РФ Александр Бастрыкин высказался, что законодатели должны оперативно реагировать на вызовы стоящие перед нашим государством в лице терроризма и радикального исламизма.
«Я с вами согласен, нужно срочно это запретить».
Так как очередное обсуждение никабов спровоцировал теракт в Дагестане, где террорист пытался в нем скрыться от силовиков, все ждали, что скажут религиозные лидеры республики. Но начались какие-то непонятные «игры». То муфтий Дагестана Ахмед Абдулаев выступил с заявлением, что в республике будет вынесена фетва о запрете никаба. Потом пошли сообщения, что такого решения принято не будет. И, наконец, попытались найти компромисс: запрет будет, но временный. Почему временный? Военкор Александр Коц считает, что данная формулировка – очередная уступка радикалам.
«Снова полумера. Вот муфтий Чечни, где никаб запрещен не временно, без всякой казуистики в свое время выдал базу по никабам: «Если ты так не хочешь показываться, сиди у себя дома. Во-вторых, когда они так закрываются от остальных, они начинают считать неверным тех, кто так не закрыт»
А политолог Юрий Баранчик напоминает, что ст.14 Конституции России, гласит: «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Поэтому решения по вопросу никабов должна принимать власть, а не муфтии:
«Если мы хотим сохранить себя как единое, могучее, независимое светское государство, давайте для себя уясним чётко: никакие религиозные нормы, мусульманская или иная религиозная юридическая практика не имеют главенства перед государственными законами в светском государстве, каковым является Россия».
Но разве можно говорить об эффективном светском государстве в Дагестане, когда даже по 1-му каналу ТВ выходит сюжет, в котором рассказывается: в республике запретили туристам появляться в шортах и коротких платьях из «уважения к местной культуре». И это шок! Не абсурд! Это, как бы, просто местная культурная традиция. И для женщин, и для мужчин. А установили ее «общественники». Так, один мужчина похвастал в интервью 1-му каналу, что увидел в аэропорту туриста в шортах и заставил его купить брюки в местном магазине. Можете представить что-то подобное в Арабских Эмиратах или Египте? Но даже такая постановка вопроса имела бы смысл, будь Дагестан отдельной страной. Вот только это республика в составе Российской Федерации.
Почему же «сепаратистское» мышление приживается в Дагестане и даже набирает силу? Отчасти потому, что элиты республики оказались масштабно поражены благостным отношением к сторонникам религиозного экстремизма. Среди террористов оказался не только боец школы Хабиба, но и Али Закаригаев, который занимал должность председателя совета отделения партии «Справедливой России» в Сергокалинском районе. А глава Сергокалинского района Дагестана Магомед Омаров заявил на допросе, что несколько лет знал, что его дети религиозные радикалы. Знали и их братья, работавшие, в том числе, в госструктурах. Наверняка, знали и многие друзья, знакомые и т.д. В итоге, показательно то, что террористы – это не какие-то там маргиналы, которые не нашли себя в жизни, а буквально часть элит Дагестана. Не потому ли в прошлом году, когда погромщики искали евреев в аэропорту Махачкалы, глава республики Сергей Меликов так и не решился серьезно наказать участников этой акции?
Да, одна из главных проблем в том, что Дагестан остаётся бедным регионом. Большая часть бюджета республики по-прежнему дотационная. Драйвером экономики пытались сделать развитие туризма. Но не так просто привлечь гостей без соответствующей инфраструктуры, к тому же, в зону потенциального риска: как со стороны террористов, так – и местных радикалов, которым уже в аэропорту начинают указывать отдыхающим, в чем они должны быть одеты. Поэтому, чтобы изменить ситуацию с доходами бюджета, надо, в первую очередь, разобраться с экстремизмом и сепаратизмом, с набирающем популярность подходе – «жить в некоем «отдельном» Дагестане и при этом регулярно получать субсидии из российской казны».
Последние новости из Дагестана на сегодня читайте здесь, на БлокнотРУ
#Новости Дагестана
#Последние новости из Дагестана на сегодня
Свое отношение к новостям из Дагестана можно опубликовать в комментариях ниже