Готовился к лагерям, но стал легендарным режиссером: 28 марта Александру Митте исполняется 91 год

ОБЩЕСТВОПрокомментируйте новость
Готовился к лагерям, но стал легендарным режиссером: 28 марта Александру Митте исполняется 91 год

Фильм Александра Митты «Экипаж» стал лидером проката за всю историю советского кинематографа.

Также 28 марта День рождения стиральной машины, День больших перемен, Александров день, День образования службы дежурных частей МВД РФ и Всемирный день историка, а также в этот день в 1776 году в Москве был основан Большой театр¸ в 1857 году в Санкт-Петербурге была открыта первая в России женская гимназия, а в 2020 году в России представили препарат для лечения коронавируса.

Подробнее поговорим о родившемся в этот день выдающемся отечественном режиссере Александре Митте, которому 28 марта исполняется 91 год.

Александр Наумович Митта - известный советский и российский кинорежиссер, сценарист и актер. В 2004 году он был отмечен почетным званием народный артист Российской Федерации.

Александр Митта на съемочной площадке

Митта считается одним из самых прославленных и талантливых кинорежиссеров отечественного кинематографа. На его счету такие яркие картины времен СССР, как «Друг мой Колька» (0+), «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (6+) и легендарный «Экипаж» (18+), а также популярный российский телесериал «Граница. Таежный роман» (18+).

Режиссер является автором нашумевшей книги «Кино между адом и раем…», лауреатом многочисленных российских и международных премий.

Получил профессию строителя, с которой в лагере уж точно не пропадешь

Александр родился 28 марта 1933 года в Москве, в семье инженера автозавода Наума Яковлевича Рабиновича (позже Александр сменил фамилию) и Ливши (Липы) Израилевны Каплан.

Кадр из сериала Александра Митты «Граница. Таежный роман»

Во время сталинских репрессий Лившу Израилевну оговорили коллеги. Женщина провела десять лет в лагере на Колыме. В одном из интервью Митта сообщил: «Никогда об этом не рассказывал: в 1947 году ее хотели повторно посадить, а она была беременной. Мать не выдержала и свела счеты с жизнью. Отец всю жизнь жил один и только на старости лет соединился с другой женщиной. Меня же воспитывала родная тетка, работавшая главным врачом в тульской больнице».

Мальчик испытывал тягу к творчеству. Он записывался во все кружки, которые только были в местном Доме пионеров. Любимым занятием Александра стало рисование. После окончания школы юноша поступил в художественный вуз, однако вскоре кардинально сменил будущую профессию, перейдя на архитектурный факультет МИСИ имени Валериана Куйбышева.

Много лет спустя сын режиссера пояснил, что двигало его отцом: «Дело в том, что отец поступил туда потому, что в сталинские времена была реальна угроза посадки. Его мама сидела десять лет на Колыме. Людей из его окружения, многих родственников расстреляли или посадили, поэтому вся родня посоветовала отцу получить профессию строителя, с которой в лагере уж точно не пропадешь. То есть это была возможность выжить при неблагоприятном развитии событий».

Александр Митта на съемочной площадке

По одной из версий в качестве псевдонима Митта взял фамилию одного из родственников со стороны матери; по другой — взял фамилию своей однокурсницы по Московскому строительному институту Нарспи Митты, дочери чувашского поэта Василия Митты.

Александр окончил инженерно-строительный факультет МИСИ имени В. В. Куйбышева (1955), где его учителем был архитектор К. С. Мельников, однако по специальности он работать не стал.

Не растратив свой талант к изобразительному искусству, молодой человек работал графиком-карикатуристом в юмористических и литературно-художественных журналах.

Интервью с Миттой. Кадр из видеозаписи

В 1956 году Митта добился возможности поступить в институт кинематографии. Дело в том, что по окончании МИСИ он был обязан отработать по распределению три года, но терять время ему не хотелось.

Александр собрал свои рисунки и принес их во ВГИК, чтобы показать самому Михаилу Ромму. Режиссеру подборка понравилась, и он написал письмо в Министерство просвещения, чтобы Митте разрешили в качестве исключения сдавать вступительные экзамены во ВГИК.

Режиссерская карьера

В 1960 году Александр окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Михаила Ромма). Первая же картина Митты, созданная им в тандеме с однокурсником Алексеем Салтыковым, стала событием в отечественном кинематографе. Несмотря на то, что фильм «Друг мой, Колька!» (1961) был дипломной работой ребят, он стал необычайно популярным и завоевал премию на Международном кинофестивале в Лондоне.

С Владимиром Высоцким на съемках фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил»

Следующая волна популярности пришла к режиссеру вместе с молодежной драмой по сценарию Александра Володина «Звонят, откройте дверь» (1965, 6+). Главную роль в фильме сыграла юная дебютантка Елена Проклова.

Ярким и незаслуженно забытым стал фильм Александра Митты «Гори, гори, моя звезда» (1969, 12+). По словам режиссера, фильм был задуман как «монтаж аттракционов Эйзенштейна, изложенный языком Станиславского». В нем были задействованы все виды искусств: кино, театр, музыка и живопись Лишь усилиями Олега Табакова, который снялся в главной роли, картину стали показывать, но сначала только в Москве и с условием: не возить фильм на фестивали и не публиковать положительных отзывов.

Зато очередной детский фильм «Точка, точка, запятая…» (1972, 12+), в котором Александр Митта выступил в качестве режиссера и сценариста, принес ему очередные награды фестивалей в Сорренто, Салерно и Белграде. Также Митта был удостоен премии Ленинского комсомола и получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Александр Митта и Владимир Высоцкий на съемочной площадке

Заметными картинами Митты стали «Москва, любовь моя» (1974, 12+) и «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976). В последнем главную роль сыграл Владимир Высоцкий. На его кандидатуре настаивал именно режиссер, поясняя, что для создания образа ему необходим поэт. В итоге экранизация исторического романа Александра Пушкина стала очередной удачей Митты.

«Экипаж»

Огромный успех имела легендарная картина Митты «Экипаж», снятая в новом для советского кинематографа жанре фильма-катастрофы: «...В те годы у нас фильма-катастрофы еще не было. Подобное кино считалось коммерческим, значит буржуазным, и СССР такие картины не покупал, и мы их не знали. Так что «Экипаж» я задумал «в темную», шел на ощупь, пытаясь найти путь, как работать. Никакой катастрофы у нас даже в замыслах не было! Идея была, что должно произойти что-то похожее на катастрофу, но на самом деле мы делали сказку. Вот, мол, в реальности у этих людей жизненные поражения, а в сказке они побеждают! И подобная метафора давала нам свободу говорить о неудачах», - вспоминал режиссер.

Кадр из фильма Митты "Экипаж"

Фильм «Экипаж» стал лидером проката за всю историю советского кинематографа. К слову, Александр Митта лестно отзывался об одноименном фильме-катастрофе Николая Лебедева, снятом в 2016 году и даже появился на экране в одном из эпизодов: «В новом «Экипаже» я увидел не банальный ремейк, а творческое развитие идеи фильма. Было ощущение возникшей связи поколений, словно картина-отец и картина-сын. Для меня это очень важно, тем более, незадолго до этого мне делали операцию на колене, и у меня случилась клиническая смерть - оторвался тромб, хорошо врачи успели быстро среагировать. Отхаживали меня неделю, и я вернулся. Так, за спиной у меня была смерть, а тут возникло ощущение жизни – фильм, который сейчас возродится. Тем более, меня приглашали помочь с традиционными съемками. Теперь же кругом компьютерные технологии, а реальные съемки все равно «живее»».

Александр Митта с супругой Лилией Майоровой на кино-фестивале «Кинотавр» в Сочи, 2013 г.

«Граница. Таежный роман», новые проекты и личная жизнь

Новый виток режиссерского творчества Митты зрители оценили в 2000 году, когда на экраны вышел телесериал «Граница. Таежный роман», к которому он также написал сценарий. Картина получилась слегка ностальгической и необыкновенно правдивой, Митта был удостоен Государственной премии России.

Кадр из сериала Александра Митты «Граница. Таежный роман»

В 2006 году Александр Митта основал киношколу, в которой любому желающему за короткий промежуток времени давался максимум практических знаний. Профессиональные мастера кинематографа ежегодно открывали секреты создания сценариев, операторского искусства, продюсерского мастерства.

Со своей единственной женой и музой, художницей Лилией Майоровой, режиссер прожил более шестидесяти лет (Лилии не стало в 2022 году). Они познакомились во время хрущевской «оттепели» в книжном издательстве «Малыш», где работала Лилия Моисеевна, и Александр сразу понял, что влюбился на всю жизнь.

Последние новости шоу-бизнеса России читайте здесь, на БлокнотРУ


#Новости шоу-бизнеса
#Новости шоу-бизнеса в России
#Последние новости шоу-бизнеса

Проклятие мистического романа «Мастер и Маргарита»: 15 мая родился Михаил Булгаков

Подобралась к Оппенгеймеру и секретам ядерного оружия США: 14 мая не стало разведчицы Елизаветы Зарубиной

«Савичевы умерли», «Умерли все», «Осталась одна Таня»: 13 мая 1942 года написала в дневнике Таня Савичева

Комментировать
Эту новость прокомментировали раз

Грустно такое видеть: в Тульской области подростки издевались над малолеткой, принуждая есть с асфальта

ОБЩЕСТВО

Малышу кидали, как собаке, семечек на землю, а он ел, объясняя это тем, что ему "нужны деньги".

В Турции готовят государственный переворот: кто хочет устранить Эрдогана

В МИРЕ

Президент провел экстренное заседание с руководством Минюста и разведки по поводу возможной угрозы.

«Тикайте, украинцы»: масштабы уклонения от мобилизации на Украине стали рекордными

В МИРЕ

Западная пресса старается замалчивать эту тему и не рассказывать о том, что происходит в Незалежной.

Никаких переговоров по СВО до ноября не будет, — заявили на Украине

ОБЩЕСТВО

В Верховной Раде считают, что диалог между Москвой и Киевом возможен только после выборов в США.