Население, бизнес и бюджет платят за утилизацию коммунальных стоков как за отходы – т.е. в 3-5 раз дороже
В городе-герое Волгограде сложилась абсурдная ситуация. Если в соседних Ростове-на-Дону, Воронеже или Астрахани, как и везде по стране, от населения, бизнеса и бюджетных организаций на утилизацию (обезвреживание) отходов поступают как жидкие «стоки», так и «отходы», то в Волгограде, практически, все «грязные жидкости» можно сдать только в виде «отходов». Как следствие, люди, компании и организации вынуждены платить в 3-5 раз дороже. Тем временем, жители города высказывают подозрения, что принятые на переработку жидкие «отходы», потом, зачастую, просто отправляются в систему канализации, как самые обычные «стоки». Мало того, что подобный бизнес, скажем так, «с душком». Так еще он может быть напрямую связан с опасным загрязнением канализационно-насосной системы города, и случившейся на ней трагедией.
6 июля этого года в Волгограде взорвалась КНС-4, обслуживающая более 250 000 человек. Погибло пять человек. Эксперты сразу заявили: причиной ЧП могли стать незаконные сливы неочищенных химических отходов. Через несколько недель руководство «Концессий водоснабжения» официально признало наличие в стоках, поступающих на КНС-4, нефтепродуктов и химии:
«Особое внимание обратили на характеристики обнаруженных здесь в большом объеме сточных масс — с явным признаком химических веществ, которых в бытовой канализации быть не должно».
Все это мог, конечно, и в унитаз кто-то целенаправленно сливать. Или на заводе таким образом решили «оптимизировать» затраты: местный губернатор, не случайно поручил проверить все коммерческие предприятия, которые могут пользоваться услугой водоотведения. Также в числе тех, на кого пали подозрения волгоградцев, компания «Роспромэко». Почему?
Так совпало, что вскоре после трагедии на КНС-4, в Сети появилось видео, на котором спецавтомобиль «Роспромэко», осуществляет загрузку на предприятии «Волгоградпромпроект» в Кировском районе. Но едет потом не на пункт Роспромэко в Красноармейском районе, где осуществляется обезвреживание, а сразу в пункт слива Роспромэко в Дзержинском районе на ул. Дорожников.
По логике авторов видео, это означает, что компания опасные химические отходы не очищает, а просто сливает в канализацию. Впрочем, прямых доказательств этому нет.
Есть косвенное: полтора месяца назад компанию уже «ловили» на хитрости. 8 августа в паблике ВК «Жесть Волгограда» появилось сообщение:«Борцы за экологию Роспромэко сливают в камыши в слободе за второй пятилеткой». Автор разместил подтверждающее данную информацию фото.
Но в «Роспромэко» тогда обвинения опровергли:
«Официально сообщаем, что данный автомобиль не производил слив отходов в неположенном месте, а производил закачку отхода по контракту ГУ МЧС Волгоградской области по адресу Озерная 39 и после этого транспортировал отходы на специализированный пункт слива».
Объяснению компании поверили не все. Например, федеральный телеграмм-канал «Зеленый змий» писал, что «день спустя граждане нашли место, куда сбрасывались промышленные жидкие отходы. Слив производился даже не в камыши, а в спрятанный среди растений колодец. На фотодоказательствах отчётливо видны остатки не ушедших в канализационную систему отходов».
Но подозрения у волгоградцев в отношении «Роспромэко» возникли не только из-за спорных фото и видео. Ситуация стала иллюстрацией для еще одной, пусть менее опасной, но намного более масштабной проблемы подмены понятий, которые произошли в последние годы в Волгограде не без участия «Роспромэко».
В городе сформировалась, по сути, двойная монополия. Стоки в Волгограде принимает только гарантирующий поставщик ООО «Концессии водоснабжения». Но привозимые ассизационными машинами «отходы» - далеко не у всех желающих, а, по сути, лишь у «Роспромэко» на четырех пунктах приема «грязных жидкостей». А ее специалисты, можно сказать, автоматически относят все к «отходам». В чем причина? Возможно, в том, что сдать отходы на утилизацию стоит в 3-5 раз дороже чем стоки?
В результате, в Волгограде коммунальные стоки, поступающие от частных домовладений, предприятий и бюджетных учреждений, словно, вообще исчезли как явление. Остались одни отходы. А жители домов, бюджет и бизнес были вынужден кратно повысить свои расходы на коммуналку.
Но и это еще не все. Пишущие в «Блокнот» расстроенные жители Волгограда рассуждают:
«Хорошо, мы переплатили впятеро за нечистоты из частного сектора, но тогда нам должны показать, что из принятых «отходов» Роспромэко, действительно, извлекает химические фракции, использует их для выпуска, скажем, удобрений, а вредную часть по всем правилам размещают на специальном полигоне. И, само собой, после этого конечные стоки, которые попадают от «Роспромэко» в канализацию «Концессий», должны быть полностью очищенными».
Люди вспоминают, что до появления в большом бизнесе «Роспромэко», и специализированное волгоградское МУП, и потом «Концессии» принимали стоки. И в те времена, почему-то, канализационно-насосные станции не взрывались. Как не взрываются они сейчас в соседнем Ростове-на-Дону, Воронеже или Астрахани – там, где, как и прежде, коммунальные предприятия принимают у населения и бизнеса именно «стоки», а не «отходы» по реальным, а не взвинченным ценам.
Вопрос о том, являются ли жидкие бытовые отходы (ЖБО) сточными водами или нечистотами, далеко не новый. Есть разные категории ЖБО, а законы и нормативные акты детально расписывают – когда «жидкость» является сточными водами, а когда – отходами.
Например, согласно разъяснению Минприроды от 2015 года (письмо № 12-59/16226 от 13.07.2015) разграничение устанавливается исходя из метода удаления жидких фракций. Если после очистки допускается утилизация жидкой фракции, отводимой из резервуара, путём сброса в водные объекты, то их следует считать сточными водами и обращение с ними регулируется водным законодательством. Если же жидкая фракция выкачивается таким образом, что сброс её в водоёмы недопустим, то, согласно Водному кодексу РФ, такие жидкие фракции не соответствуют определению сточных вод. А значит обращение с ними следует осуществлять согласно законодательству о производственных и потребительских отходах.
Логика подсказывает, что в любом населенном пункте, а, тем более, миллионном Волгограде, ЖБО представлены и сточными водами, и отходами. Но тогда почему и население, и бизнес, и бюджет систематически платит многократно завышенные цены за утилизацию исключительно отходов?
Кстати, один из пишущих нам читателей «Блокнота», комментируя публикацию о трагедии на КНС-4, утверждает, что «виновников взрыва надо искать на сайте Государственных закупок: они оказывают услуги по откачке стоков, жидких отходов, владеют львиной долей рынка, и выигрывают аукционы либо без падения Начальной максимальной цены контракта, либо с минимальным падением».
При этом в заключенных бюджетными организациями контрактах их сточные воды тоже именуются отходами:
«После такого переименования происходит самое интересное, прием стоков в различных Водоканалах Волгоградской области варьируется в пределах 30-60 рублей за 1м3, а прием этих же стоков, но под видом отходов стоит в 4-7 раз дороже. Какая то странная экономия бюджетных средств, не правда ли».
В качестве подтверждения наш читатель приводит ряд контрактов. Например, №0329200062224003070, где заказчиком работ на сумму более 4 млн руб выступает МБУ «Северное»:
«В описании закупки: 3.3.Откачивание отходов осуществляется Заказчиком самостоятельно из дождеприемных и смотровых колодцев, сетей ливневой канализации и локальных очистных сооружений города Волгограда».
По мнению читателя, даже из описания можно сделать вывод, что речь идет именно о стоках. Однако, бюджет платит за контракт по тарифам «отходов».
Также среди примеров контракты ГБУЗ «Быковская ЦРБ», «Суровикинский психоневрологический интернат», «Усть-Бузулукский ПНИ» и «Жировский ПНИ». По сути, во всех случаях в рамках контракта осуществляется вывоз содержимого выгребных ям – аналога того, что сотни тысяч квартир в том же Волгограде, или любом другом городе, постоянно и напрямую спускают в канализацию. Но если в городе это является стоками и оплачивается населением в рамках тарифа на водоотведение, то здесь бюджет вынужден платить за то же самое в несколько раз дороже - как за отходы.
Но тогда получается, что дело не только в «Роспромэко» – мы имеем дело с достаточно комплексной для Волгоградской области проблемой. Подменив понятие «стоки» на «отходы» некоторые коммерсанты (а, скорее всего, и связанные с ними чиновники) начали извлекать из этого, скажем так, необоснованно завышенные доходы.
Местному УФАС стоило бы тщательно проверить: есть ли в сложившейся ситуации ограничение конкуренции или нет? Иначе мы рискуем не только продолжать потворствовать весьма странной практике обогащения, но и новыми трагедиями, причиной которых могут стать действия коммерсантов и их покровителей, почувствовавших вседозволенность.
Последние новости Волгограда и о происшествиях в Волгограде читайте здесь, на на БлокнотРУ
#Волгоград Блокнот
#Волгоград новости
#Волгоград происшествия
#Происшествия в Волгограде
Свое отношение к новостям из Волгограда можно высказть в комментариях ниже
Самое интересное: