«Иди и смотри»: 9 июля режиссеру Элему Климову исполнилось бы 90 лет

ОБЩЕСТВООбсудить в телеграм
«Иди и смотри»: 9 июля режиссеру Элему Климову исполнилось бы 90 лет

Последним фильмом Элема Климова стала военная драма «Иди и смотри» (18+), отмеченная главным призом XIV Московского международного кинофестиваля.

Также 9 июля День российской почты, День рыбака и Праздник Тихвинской иконы Божией Матери, а также в этот день в 1909 году в Петербурге заложен мост Петра Великого, а в 1928 году Иосиф Сталин выдвинул тезис об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму.

Подробнее поговорим о советском кинорежиссере и сценаристе, народном артисте Российской Федерации Элеме Германовиче Климове (1933-2003), которому в это день исполнилось бы 90 лет.

Наиболее известным фильмом Элема Климова стала военная драма «Иди и смотри» (18+), отмеченная главным призом XIV Московского международного кинофестиваля.

Биография

Родился Элем Климов  9 июля 1933 года в Сталинграде в семье Германа Степановича и Калерии Георгиевны Климовых. Хотя имя Элем традиционно расшифровывается как аббревиатура «Энгельс, Ленин, Маркс», младший брат Климова, Герман, позже утверждал, что родители назвали сына в честь Элама Харниша, главного героя книги «Время-не-ждет» Джека Лондона.

В 1941 году Элем должен был пойти в школу, но ее закрыли. Когда немцы начали бомбить Сталинград, мать с двумя сыновьями и бабушкой отправили в эвакуацию на Урал, под Свердловск.

В 1957 году Климов окончил Московский авиационный институт, работал инженером-конструктором на одном из московских заводов, а также сотрудничал с молодежными редакциями Всесоюзного радио и Центрального телевидения.

Работа в кино

В 1964 году Элем Климов, круто изменив жизненные ориентиры, заканчивает режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Ефима Дзигана). Его дипломной работой стала полнометражная сатирическая кинокомедия «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (6+), имевшая большой успех.

В 1965 году Элем Климов женился на советской актрисе и кинорежиссере Ларисе Шепитько. Следующий фильм режиссера «Похождения зубного врача» (12+), снятый в 1965 году, вышел на экраны лишь в 1967 году тиражом 25 копий. Таким образом, его практически никто не видел. Повторный выпуск фильма в прокат состоялся только 20 лет спустя.

В 1974 году совместно с Германом Лавровым и Марленом Хуциевым Климов завершил фильм своего учителя Михаила Ромма «И все-таки я верю…» (0+), а в 1975 году Климов закончил съемки посвященного Григорию Распутину фильма «Агония» (12+), который вышел на отечественный экран лишь спустя десять лет. Позднее Климов говорил, что и сам не был доволен этой картиной.

В 1979 году супруга Элема КлимоваЛариса Шепитько приступила к съемкам фильма по повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой», однако вскоре погибла в автокатастрофе. В итоге фильм под названием «Прощание» (12+) снял сам Климов, посвятив его памяти жены.

Последним фильмом Элема Климова стала военная драма «Иди и смотри» (18+), отмеченная главным призом XIV Московского международного кинофестиваля.

«Иди и смотри»— это советский двухсерийный художественный фильм, поставленный режиссером в жанре военной драмы по сценарию, написанному им совместно с Алесем Адамовичем. Действие разворачивается на территории Белоруссии в 1943 году. В центре сюжета — белорусский мальчик, который становится свидетелем ужасов нацистской карательной акции, в течение двух дней превращаясь из жизнерадостного подростка в седого старика.

Вышедший в прокат в 1985 году к сорокалетию Победы в Великой Отечественной войне фильм был отмечен наградами на нескольких крупных кинофестивалях и занял шестое место в советском кинопрокате 1986 года: его просмотрели 29,8 млн зрителей. По результатам опроса читателей журнала «Советский экран» был признан лучшим фильмом 1986 года, а впоследствии укрепился в рейтингах лучших фильмов различных изданий.

Во главе Союза кинематографистов СССР

В 1986 году Элем Климов был избран первым секретарем правления Союза кинематографистов на скандальном V съезде кинематографистов СССР, когда ряд ведущих режиссеров страны были отлучены от руководства СК. По воспоминаниям Армена Медведева, еще до съезда Климов был приглашен в ЦК КПСС на встречу с Александром Яковлевым, который и предложил его кандидатуру на этот пост.

Под руководством Климова началась перестройка кинопроизводства. Был взят курс на «проблемное» кино взамен развлекательного, объявлено о самостоятельности режиссеров и запрете государственной цензуры.

Климов также предложил новую модель оплаты труда, где доходы студий зависели в первую очередь от идейно-художественных достоинств фильма (которые определял СК), и лишь потом — от количества посмотревших его зрителей]. Он призывал к «коренной ломке» индустрии, ее омоложению, к переходу на хозрасчет и самоокупаемость.

Дальнейший период связывают с расцветом авторского кино и т. н. «чернухи»: уже в 1988 году на экраны страны вышел целый ряд лент на темы проституции, наркомании, организованной преступности, бытового насилия («Маленькая Вера» (18+), «Меня зовут Арлекино» (18+), «Игла» (16+) и другие). Позднее Климова обвиняли в разрушении советского кинопроката, однако сам он считал, что нормально провести реформу помешал председатель Совета министров Николай Рыжков, вычеркнув «прокатный» абзац из постановления о кино, подготовленного Союзом кинематографистов.

При Климове также началась реабилитация так называемых полочных фильмов, которые по тем или иным причинам не шли в прокате. Многие из этих картин при этом так и не добрались до большого экрана из-за низкого качества и нерентабельности. Кроме того, в производство были запущены некоторые забракованные ранее сценарии, включая «Холодное лето пятьдесят третьего…» (16+).

Одновременно из кино на долгие годы исчезли Сергей и Наталья Бондарчук, Лев Кулиджанов и другие громкие имена, хотя, по словам Климова, «когда мы избирали потом руководителей студий на «Мосфильме», то проголосовали и за Бондарчука, и за Наумова. Они работали».

В кинематографической среде считается, что Элем Климов помешал Никите Михалкову получить высший приз кинофестиваля в Каннах. В 1987 году он был членом жюри фестиваля, в конкурсной программе которого участвовали два фильма от СССР – «Очи черные» (12+) Никиты Михалкова и «Покаяние» (12+) режиссера Тенгиза Абуладзе.

Как вспоминал сам Н. Михалков: «Картина шла прямиком и на главный приз. Тогда Элем Климов заявил на закрытом заседании фестиваля: либо «Очи черные» не получат «Гран-при», либо он уходит из жюри. Об этом первым мне поведал Ив Монтан, бывший в тот год председателем жюри Каннского кинофестиваля…». В итоге фильм «Покаяние» удостоился Гран-при, второй по значимости награды, вручаемой в основном конкурсе, а «Очи черные» получили приз за лучшую мужскую роль (Марчелло Мастроянни).

В 1988 году Климов покинул пост первого секретаря правления Союза кинематографистов СССР, передав руководство Андрею Смирнову. Свое решение он обосновал желанием вернуться в режиссуру.

Последние годы

В конце 1980-х годов Элем Климов  намеревался экранизировать роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», для которого совместно с братом Германом написал сценарий, однако этот замысел так и остался невоплощенным. Не были сняты и «Бесы» по роману Достоевского — «по экономическим мотивам». В 1989 году Климов принимал участие в работе над фильмом Фреда Скеписи «Русский дом» (16+) по роману Джона ле Карре. В титрах ему была выражена благодарность.

В начале 1990-х годов на встрече кинематографистов с представителями делового мира кто-то заметил, что Элем Климов всю жизнь желал экранизировать «Мастера и Маргариту», но не мог этого сделать: сначала по идеологическим, а после по финансовым причинам. Известный миллионер громко произнес: «Я дам денег Климову!». Зал завистливо охнул, и в наступившей тишине раздался голос режиссера: «Хотелось бы еще знать, откуда эти деньги!».

Скончался Элем Климов на 71-м году жизни 26 октября 2003 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище рядом с родителями.

«Прорыв бронетехники ВСУ»: враг нанёс контрудар по позициям ВС РФ в Курахово

Помирить Россию и Украину за 100 дней поручено 80-летнему ветерану войны во Вьетнаме: кто такой Кит Келлог, и почему это плохая идея

«Освободили пять сёл»: армия России создала плацдарм для удара по Купянску и Волчанску

Комментировать
Эту новость прокомментировали раз

Россия построит в Таджикистане театр за 3,5 млрд руб: могли бы купить 350 квартир многодетным или сиротам, но Госдума одобрила

ОБЩЕСТВО

Кроме самого строительства, после возведения театра, бюджет РФ будет выделять по 140 млн руб ежегодно на его содержание.

«В Сирии наши войска в статусе заложников»: сумеет ли Россия вывести бойцов и технику из захваченной боевиками страны

ОБЩЕСТВО

Глава нового Минобороны Сирии сообщает, что решение о статусе военных баз РФ пока не найдено.

На Украине ждут аудита: у бандитов паника, коррупционеры вывозят деньги

В МИРЕ

Западные страны хотят проверить, как и куда потрачены выделенные Киеву средства.

«Россию надо давить»: Алиев обсудил с Зеленским авиакатастрофу в Актау

В МИРЕ

При этом глава Азербайджана ни слова не сказал про то, что самолет пострадал при атаке дронов ВСУ на Грозный.

«Я боюсь, что меня отдадут маме»: в Ростовской области судебные приставы пытаются забрать детей у отца

РЕГИОНЫ

Мужчина не отдаёт дочерей, в надежде на более справедливое судебное решение по апелляции