Вышедший в прокат в 1985 году к сорокалетию Победы фильм «Иди и смотри» (18+) был отмечен наградами на нескольких крупных кинофестивалях.
Также 9 июля День российской почты, День рыбака и Праздник Тихвинской иконы Божией Матери, а также в этот день в 1909 году в Петербурге был заложен мост Петра Великого, в 1928 году Иосиф Сталин выдвинул тезис об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму, а в 2006 году в Иркутске разбился авиалайнер Airbus A310.
Подробнее поговорим о советском кинорежиссере и сценаристе, народном артисте Российской Федерации Элеме Германовиче Климове (1933-2003), которому в это день исполнился бы 91 год.
Наиболее известным фильмом Элема Климова стала военная драма «Иди и смотри» (18+), отмеченная главным призом XIV Московского международного кинофестиваля.
Довоенное детство в Сталинграде и эвакуация
Родился Элем Климов 9 июля 1933 года в Сталинграде в семье Германа Степановича и Калерии Георгиевны Климовых. Хотя имя Элем традиционно расшифровывается как аббревиатура «Энгельс, Ленин, Маркс», младший брат Климова, Герман, позже утверждал, что родители назвали сына в честь Элама Харниша, главного героя книги «Время-не-ждет» Джека Лондона.
В 1941 году Элем должен был пойти в школу, но ее закрыли. Когда немцы начали бомбить Сталинград, мать с двумя сыновьями и бабушкой отправили в эвакуацию на Урал, под Свердловск.
В 1957 году Климов окончил Московский авиационный институт, работал инженером-конструктором на одном из московских заводов, а также сотрудничал с молодежными редакциями Всесоюзного радио и Центрального телевидения.
После авиационного института – в кино
В 1964 году Элем Климов, круто изменив жизненные ориентиры, заканчивает режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Ефима Дзигана). Его дипломной работой стала полнометражная сатирическая кинокомедия «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (6+), имевшая большой успех.
В 1965 году Климов женился на советской актрисе и кинорежиссере Ларисе Шепитько. Следующий фильм режиссера «Похождения зубного врача» (12+), снятый в 1965 году, вышел на экраны лишь в 1967 году тиражом 25 копий. Таким образом, его практически никто не видел. Повторный выпуск фильма в прокат состоялся только 20 лет спустя.
В 1974 году совместно с Германом Лавровым и Марленом Хуциевым Климов завершил фильм своего учителя Михаила Ромма «И все-таки я верю…» (0+), а в 1975 году Климов закончил съемки посвященного Григорию Распутину фильма «Агония» (12+), который вышел на отечественный экран лишь спустя десять лет. Позднее Климов говорил, что и сам не был доволен этой картиной.
В 1979 году супруга Элема Климова Лариса Шепитько приступила к съемкам фильма по повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой», однако вскоре погибла в автокатастрофе. В итоге фильм под названием «Прощание» (12+) снял сам Климов, посвятив его памяти жены.
«Иди и смотри» - последний и самый сильный фильм Климова
Последним фильмом Элема Климова стала военная драма «Иди и смотри» (18+), отмеченная главным призом XIV Московского международного кинофестиваля.
«Иди и смотри»— это советский двухсерийный художественный фильм, поставленный режиссером в жанре военной драмы по сценарию, написанному им совместно с Алесем Адамовичем. Действие разворачивается на территории Белоруссии в 1943 году. В центре сюжета — белорусский мальчик, который становится свидетелем ужасов нацистской карательной акции, в течение двух дней превращаясь из жизнерадостного подростка в седого старика.
Вышедший в прокат в 1985 году к сорокалетию Победы в Великой Отечественной войне фильм был отмечен наградами на нескольких крупных кинофестивалях и занял шестое место в советском кинопрокате 1986 года: его просмотрели 29,8 млн зрителей. По результатам опроса читателей журнала «Советский экран» был признан лучшим фильмом 1986 года, а впоследствии укрепился в рейтингах лучших фильмов различных изданий.
Во главе Союза кинематографистов СССР
В 1986 году Элем Климов был избран первым секретарем правления Союза кинематографистов на скандальном V съезде кинематографистов СССР, когда ряд ведущих режиссеров страны были отлучены от руководства СК. По воспоминаниям Армена Медведева, еще до съезда Климов был приглашен в ЦК КПСС на встречу с Александром Яковлевым, который и предложил его кандидатуру на этот пост.
Под руководством Климова началась перестройка кинопроизводства. Был взят курс на «проблемное» кино взамен развлекательного, объявлено о самостоятельности режиссеров и запрете государственной цензуры.
Климов также предложил новую модель оплаты труда, где доходы студий зависели в первую очередь от идейно-художественных достоинств фильма (которые определял СК), и лишь потом — от количества посмотревших его зрителей. Он призывал к «коренной ломке» индустрии, ее омоложению, к переходу на хозрасчет и самоокупаемость.
Дальнейший период связывают с расцветом авторского кино и т. н. «чернухи»: уже в 1988 году на экраны страны вышел целый ряд лент на темы проституции, наркомании, организованной преступности, бытового насилия («Маленькая Вера» (18+), «Меня зовут Арлекино» (18+), «Игла» (16+) и другие). Позднее Климова обвиняли в разрушении советского кинопроката, однако сам он считал, что нормально провести реформу помешал председатель Совета министров Николай Рыжков, вычеркнув «прокатный» абзац из постановления о кино, подготовленного Союзом кинематографистов.
При Климове также началась реабилитация так называемых полочных фильмов, которые по тем или иным причинам не шли в прокате. Многие из этих картин при этом так и не добрались до большого экрана из-за низкого качества и нерентабельности. Кроме того, в производство были запущены некоторые забракованные ранее сценарии, включая «Холодное лето пятьдесят третьего…» (16+).
В 1988 году Климов покинул пост первого секретаря правления Союза кинематографистов СССР, передав руководство Андрею Смирнову. Свое решение он обосновал желанием вернуться в режиссуру.
В конце 1980-х годов Элем Климов намеревался экранизировать роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», для которого совместно с братом Германом написал сценарий, однако этот замысел так и остался невоплощенным. Не были сняты и «Бесы» по роману Достоевского — «по экономическим мотивам». В 1989 году Климов принимал участие в работе над фильмом Фреда Скеписи «Русский дом» (16+) по роману Джона ле Карре. В титрах ему была выражена благодарность.
В начале 1990-х годов на встрече кинематографистов с представителями делового мира кто-то заметил, что Элем Климов всю жизнь желал экранизировать «Мастера и Маргариту», но не мог этого сделать: сначала по идеологическим, а после по финансовым причинам. Известный миллионер громко произнес: «Я дам денег Климову!». Зал завистливо охнул, и в наступившей тишине раздался голос режиссера: «Хотелось бы еще знать, откуда эти деньги!».
Скончался Элем Климов на 71-м году жизни 26 октября 2003 года. Режиссер похоронен в Москве на Троекуровском кладбище рядом с родителями.
Новости шоу-бизнеса России сегодня читайте здесь, на БлокнотРУ
#Новости шоу-бизнеса России сегодня
#Кто эти люди?
#Новости шоу-бизнеса России
#Новости шоу-бизнеса
Свое мнение о поведении звезд российского шоу-бизнеса можно высказать в комментариях ниже ;)