На странице «Оренбургского казачьего войска» в соцсети «ВКонтакте» 1 марта было опубликовано заявление атамана данной организации, казачьего генерала Владимира Романова.
На странице «Оренбургского казачьего войска» в соцсети «ВКонтакте» 1 марта было опубликовано заявление атамана данной организации, казачьего генерала Владимира Романова. Там он высказался в поддержку российской спецоперации на Украине и положительно оценил решение президента Владимира Путина о запуске инициативы по защите Донбасса.
Генерал отметил, что он и его единомышленники готовы делом доказать свою солидарность с жителями Донецкой и Луганской народных республик, а также с гражданами Украины, желающими жить в дружбе и сотрудничестве с русскими.
«Мы все сделаем для того, чтобы наша помощь была видна. Потому что казаки всегда стояли на защите правды и того народа, которому было трудно и непросто», — заявил оренбуржский деятель.
Его полные патриотизма слова сложно оценивать негативно — они полны любви к отечеству и несут в себе важные идеи, совпадающие с миссией российской спецоперации. Однако детальное изучение публикаций на странице «Оренбургского казачьего войска» в Сети заставляет усомниться в его искренности. Между словами и настоящими делами оказалась большая пропасть.
Мы постарались обстоятельно изучить все посты данной организации с 1 марта, когда казачий генерал сделал свое заявление, до настоящего времени. Приведенные цифры могут иметь незначительное отклонение в большую или меньшую сторону — они являются примерными, однако позволяют сделать вывод о реальной деятельности данной общины:
— Проведение мероприятий для детей и молодежи: 26
— Проведение общественных мероприятий: 22
— Общественная деятельность: 20
— Организационные собрания казачьих организаций: 13
— Высказывания в поддержку спецоперации РФ на Украине: 15
— Акции в поддержку спецоперации: 19
— Организация мероприятий в поддержку спецоперации с участием детей и молодежи: 15
— Сбор гуманитарной помощи: 8
Наиболее любопытными в данном случае являются последние четыре пункта, поскольку они напрямую касаются мартовского заявления генерала «Оренбургского казачьего войска». Многочисленные атаманы и чиновники, входящие в число данного сообщества, постарались не стоять в стороне и выразили свою единую позицию по отношению к реализуемой сегодня на Украине спецоперации. И в этом случае встает вопрос: что же все эти лидеры сделали для того, чтобы и не словом, а делом доказать свою поддержку происходящему.
Все проводимые акции казаков в поддержку действий ВС РФ можно расценивать как аналог этим заявлениям атаманов — они стали лишь выражением гражданской позиции. И в подавляющем большинстве случаев они ограничились разного рода автопробегами. И вряд ли можно сказать, что комфортная поездка в украшенном буквой «Z» автомобиле сможет действительно чем-то помочь жителям Донбасса, против которых украинские националисты на протяжении последних восьми лет вели полномасштабную войну.
Пусть подобные акции и создают эффект некой общности и, безусловно, важны для солдат, подвергающих себя опасности на фронте, но автопробеги видны только в информационном поле. Солдатам, не имеющим возможности войти в Интернет и посмотреть красивые фото с этих акций, больше пригодились бы боевые товарищи рядом с ними. А казаки издревле славились своим воинским мастерством, о чем любят напоминать современные представители данной группы. Их непосредственное участие в боях пригодилось бы в достижении целей спецоперации.
В то же время организация флешмобов с детьми и молодежью имеют схожий характер. И важно понимать, что в большинстве своем они происходили в кадетских корпусах, воспитанники которых с детства приобретают военную выправку и навыки. И на пути патриотического воспитания будущих офицеров для юных казаков, возможно, было бы полезнее увидеть пример старших товарищей, защищающих мирных жителей на поле боя. Но вместо этого с ними записывают ролики с построений, где кадеты дружно выстраиваются в буквы «V» и «Z».
Наиболее ценным пунктом в списке акций оренбургского казачества является сбор гуманитарной помощи для беженцев и жителей Донбасса. Однако в перечне активностей их число является самым маленьким. Причем сбор медикаментов, продовольствия и вещей первой необходимости организовывался по большей части активистами из небольших населенных пунктов — собрать большое количество гумпомощи там не представляется возможным. Пусть этот вклад является небольшим, но он важен людям Украины и Донбасса, переживающим продовольственную катастрофу.
Однако почему колоссальное сообщество казаков, равномерно проживающее по всей России, ограничивается только гуманитарной помощью и праздными мероприятиями — неясно. В их традициях обучать детей военным навыкам с самого детства, однако зачем это нужно, если не использовать самим для помощи слабым и защиты нуждающихся? На данный момент в Донбасс поехали только 1400 казаков — ничтожно малая цифра, учитывая их общую численность сил в регионе с обеих сторон.
И на этом фоне зачем-то взявшие на себя обязанности организаторов культурно-массовых мероприятий воины-казаки в камуфляже или исторических мундирах с папахами на головах выглядят смешно — как любители ролевых игр или актеры массовых сцен исторического фильма.
Казачий генерал пообещал, что помощь Донбассу и Украине «будет видна» и его единомышленники приложили усилия для того, чтобы создать иллюзию этой помощи и поддержки — на поверку все это оказалось просто словами.
В схожей ситуации сейчас находятся также другие сообщества, организации и активисты, ранее бившие себя в грудь, заявляя о своих планах защищать русский мир с оружием в руках. Например, такая структура как «Союз добровольцев Донбасса» после старта спецоперации ВС РФ не сумела даже оправдать своего названия, за что ее теперь активно критикуют пользователи соцсетей.
Впрочем, данная организация, как и многочисленные казачьи сообщества, сегодня очень продвинулись в модерации негативных отзывов простых людей на свою деятельность и оперативно удаляют все неудобные комментарии скептически настроенных к ним пользователей. Однако от этого они еще выглядят еще большими трусами, не только рушащими все исторические традиции и не отвечающие за собственные слова, но и боящиеся реакции на свою деятельность.
Куда же делись хваленный русскими писателями задор и героизм казаков? Неужели все, на что оказались способны современные представители этого сообщества — это праздно гулять? Пожалуй, на эти вопросы лучше ответить самим казакам. И лучше не словом, а делом.