Как беспилотники изменили направление военных конфликтов

ОБЩЕСТВОПрокомментируйте новость
Как беспилотники изменили направление военных конфликтов

Технологическая революция, начавшаяся во время СВО, еще подлежит осмыслению, и последствия этого осознания могут затронуть самые неожиданные стороны жизни.

СВО изменила военное дело революционным образом. Уже сегодня можно прямо сказать, что со времен Корейской войны 1950-1953 годов мир не знал ничего подобного. Ирано-иракская война 1980-1988 гг. велась между довольно отсталыми странами, и ничего нового в технике не ознаменовала. Что до многочисленных войн Америки последних десятилетий, то они всегда велись против заведомо слабейшего противника.

Корейская война ввела в оборот реактивную авиацию в массовом масштабе (во время Второй мировой немецкие Ме-262 были лишь единичным явлением в последние месяцы). Правда, тогда у реактивных истребителей основным средством поражения продолжала служить автоматическая пушка, поэтому в воздухе еще происходили поединки между летчиками как в 1939-1945, но вскоре их заменили ракеты «воздух-воздух», и рыцарские схватки ушли в прошлое.

Специальная военная операция сделала беспилотники ведущим средством поражения противника. Конечно, много чего нового мы узнали и помимо БПЛА, например о характере современной морской войны, о столкновении авиации с современной системой ПВО (израильские или американские летчики ведь не привыкли действовать когда у их противников есть нечто подобное, они обычно расстреливают с воздуха беззащитные цели), о роли высокоточных РСЗО типа «Хаймарс» и том, как им противодействовать. Но беспилотники стали подлинным хитом СВО.

MQ-1 Predator. Фото: picryl.com

Широкая общественность узнала о БПЛА вскоре после 2001 года. Тогда американцы начали всемирную борьбу с исламским терроризмом и поиски Бен Ладена со товарищи. Большие «Предаторы» и «Риперы» поражали ракетами врагов США в кишлаках и на горных тропах, в Афганистане, Йемене, и Пакистане, сея панику и лишая чувства неуязвимости вождей повстанцев, которых в любой момент мог ожидать удар с неба. Под «Рипер» попал и иранский генерал Касем Сулеймани в Багдаде. 

Следующим событием, привлекшим внимание к БПЛА, стала вторая Карабахская война в 2020, когда турецкие «Байрактары» на службе у Азербайджана произвели сенсацию, им даже приписали решающую роль в  победе. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что азербайджанцы поражали армян не с «Байрактаров», выполнявших только функцию наводчиков, а реактивными снарядами, запускаемыми с земли.

Но СВО обнулила предыдущий опыт. «Байрактары», с такой помпой закупленные ВСУ перед началом боевых действий, быстро посбивали, и они исчезли с фронта. Будь у Киева «Риперы» или «Предаторы», их ждала бы аналогичная судьба – большие и тихоходные, они являются отличной мишенью. Один «Рипер», кстати, сбили российские ВВС над Черным морем даже без применения оружия. 

Зато подлинным открытием стали совсем небольшие беспилотники, которые до 2022 всерьез и не рассматривались. Сперва это были китайские «Мавики», использовавшиеся в качестве разведчиков. Покойный Владлен Татарский попал на фронт под Мариуполь именно как оператор такого «штатского» БПЛА. Тогда это было еще экзотикой, и он называл свое подразделение «воздухоплавательным отрядом».

Фото: Wikimedia Commons

Но на рубеже 2022-2023 гражданские БПЛА по обе линии фронта начали приспосабливать для решения уже не только разведывательных задач. FPV-дроны начали использовать как ударные, прикрепляя к ним боевой заряд. Другие БПЛА, например, сельскохозяйственные, стали использовать для сбросов небольших бомбочек (украинская «Баба-Яга»). Опыт оказался в высшей степени удачным. В руках военных оказалось точное средство поражения техники и живой силы противника, сравнительное недорогое, которое можно клепать в полевых условиях. 

Отныне специальность оператора стала едва ли не самой востребованной на фронте. Их курсы посещают сотни и тысячи солдат. Волонтеры наладили бесперебойные потоки как готовых беспилотников, так и комплектов для их сборки, организуют обучение операторов. Благодаря изначально «мирной» природе этих беспилотников, соответственно, их доступности, волонтеры стали основной силой в развитии данного вида оружия. Как замечают наблюдатели, с помощью БПЛА, ВСУ пытаются возместить недостачу обычных боеприпасов, причем вместо неуправляемых снарядов они получают управляемые беспилотники, бьющие точно в цель.

В этом же ряду стоят появившиеся осенью 2022 года на фронте в большом количестве барражирующие боеприпасы «Ланцет», разработанные в Ижевске, по сути – те же беспилотники, только изначально сконструированные для военного применения. Естественно, их дальность и поражающая сила больше, чем у обычных FPV-дронов.

Ланцет. Фото: rostec.ru

Обилие сегодня вдоль линии противостояния беспилотников стало одной из причин позиционного тупика. Военная техника, автомобили обслуживания выбиваются сразу при появлении. То же касается плохо укрепленных мест пребывания живой силы.

С помощью БПЛА ВСУ попытались компенсировать недостаток крылатых ракет большой дальности, точнее, их отсутствие. На основе китайских гражданских Mugin, а после собственных разработок, они запускают в тыл российским войскам ударные беспилотники, с каждым разом все повышая дальность. Теперь они уже долетают до Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. Российская армия использует дальнобойные БПЛА на основе иранских  «Шахедов», изначально военной разработки, с помощью которых накрывает всю территорию Украины. 

Необходимость противодействовать БПЛА повлекла за собой  спрос на средства радиоэлектронной борьбы -  РЭБ. Как в 1940-1941 в Битве за Британию началась т.н. «Битва лучей», когда  английские ВВС и немецкие Люфтваффе соревновались между собой в средствах ориентировки по радио, кто кого сможет заглушить, так и сегодня происходит непрерывное противостояние между службами РЭБ и операторами БПЛА – кто кого обыграет на новом витке технического прогресса?

Как видим, за два года произошел кардинальный перелом в военной технике и стратегии. И он уже ничуть не меньше чем между 1941 и 1945 годами, а, скорее, даже больше. Как пишут с фронта самые разные очевидцы, «все время слышится жужжание дронов». А ведь мы не берем морскую войну, где также проявили себя надводные беспилотники, а также сухопутную, в которой появились наземные дроны на колесиках, которые устанавливают мины, и выполняют иные виды инженерных и подрывных работ. 

Конечно, для  Украины беспилотники – это «оружие бедных». Она их использует не от хорошей жизни, а для срочной замены отсутствующих ракет, самолетов и т.д. Тем не менее, в истории человечества дешевый эрзац, часто оказывался спасительным средством. Не забудем, что пластмассу тоже изобрели для замены дорогой слоновой кости.

Но важнее всего мировые последствия развития беспилотников. Ведь вся планета внимательно наблюдает за происходящим на Украине. Нынешняя война в Газе, которая идет параллельно СВО, пока войной БПЛА не является – палестинцы не успели заготовить нужное число дронов перед атакой на Израиль 7 октября, а теперь уже поздно, все пути перекрыты. Но палестинцы с Западного берега вполне могут наладить массовое производство ударных БПЛА, и тогда израильские солдаты, и не только они,  окажутся под ударом, поскольку расстояния маленькие, от Иерусалима недалеко. То же самое касается приграничных территорий с Ливаном и Сирией. Иными словами, у Израиля все еще впереди, и fpv-дроны ему еще предстоит узнать. А это может коренным образом изменить ход арабо-израильского конфликта. Текущие атаки БПЛА на американские базы на Ближнем Востоке уже показывают весь потенциал этого вида вооружений

Фото: Wikimedia Commons

Но куда опаснее пример украинского фронта для террористов всех мастей. Fpv-дрон в их руках опаснее любой снайперской винтовки или заложенной бомбы. Вспомним, что несколько лет назад уже была попытка покушения на президента Венесуэлы Николаса Мадуру с помощью беспилотника во время его выступления на площади. Но было еще время, не знавшее fpv-технологий и применения сброса боеприпасов. А сегодня глава государства или иная потенциальная жертва террористов, может даже не выходить на улицу, а находиться в автомобиле или в своем кабинете, куда влетит беспилотник. А эта угроза в свою очередь потребует усиления охраны, более сложных полицейских мер предосторожности. 

Так что технологическая революция, начавшаяся во время СВО, еще подлежит осмыслению, и последствия этого осознания и ознакомления с ее опытом трудно себе вообразить, они могут затронуть самые неожиданные стороны жизни.

«У нас не всё радужно»: что известно об оккупации Курской области к 2 сентября

Воюющий за Россию тяжелораненый немец опубликовал предсмертное видео

«Травят наших солдат»: ВСУ систематически распыляют химоружие над Курской областью

Комментировать
Эту новость прокомментировали раз

Таджикская магия: россияне стали обращаться к мигрантам-колдунам

ОБЩЕСТВО

Азиатские маги «расплодились» в диаспорах росийских регионов

Слово пацанки: в Екатеринбурге девочка с ножом кидалась на людей на детской площадке

ОБЩЕСТВО

Откуда у малышки нож и почему она им так легко размахивала предстоит выяснить правоохранительным органам.

Одобрено: НАТО впервые высказалось о вторжение Украины в Курскую область

В МИРЕ

Столтенбрег считает, что Украина имеет право на самооборону

Прогноз погоды на 2 сентября: каким в России будет первый учебный день

ОБЩЕСТВО

Прогноз погоды на 2 сентября: каким в России будет первый учебный день.