Особенности работы такси в США и других странах по сравнению с Россией
В последние годы услуга такси стала настолько востребованной, что её фактически можно приравнять к городскому транспорту. Это раньше такси было чем-то вроде показателя избранности, как тех, кто там работал, так и тех, кто пользовался их услугами. И такая картина наблюдается во всем мире - что в России, что в других странах.
Например, в нашей стране цена заказа такси и спрос на эту услугу в нашей стране постоянно растет. За год число заказов в целом по России выросло на 5%, а средний чек – на 7%. Столь высокая динамика - показатель роста мобильности россиян, а также роста туристической активности.
Всем известно, что в нашей стране практически везде работает «Яндекс Go». Это, бесспорно, главный агрегатор в стране и, можно сказать, чуть ли не единственный монополист в столице. В 96% случаев заказа такси через мобильное приложение пользователи используют «Яндекс Go» (принадлежит «Яндексу»), следует из апрельской презентации дептранса Москвы. Еще 3% среди заказов приходились на сервис Drivee, 0,86% – на «Ситимобил» и 0,14% – на «Максим». В последний раз сам дептранс официально раскрывал распределение долей между приложениями такси в Москве в ноябре 2020 года. На тот момент проект «Яндекса» занимал 70,8% рынка, еще 20,2% было у «Ситимобила», 6% – у Gett, 0,4% – у «Везёт», 0,1% – у InDriver, 2,5% – у других.
В других регионах есть местные агрегаторы, в том числе и частные компании, но их доля ничтожно мала. А «Яндекс. Такси» занимает первое место среди конкурентов не только в России, но и в некоторых других странах. Так компания работает в Беларуси, Армении, Молдове, Казахстане, Кыргызстане, Грузии, Узбекистане, Латвии, Литве, Сербии, Израиле, Кот-д’Ивуаре, Финляндии, Гане, Норвегии. Причем в странах СНГ не только в столицах.
"И прямо скажем, что в России люди уже привыкли, что такси приезжает «по щелчку» практически в любую точку и через небольшое время. Ситуация примерно та же, что и с доставкой, о чем "Блокнот" уже делал материал
Поэтому интересно посмотреть и проанализировать ситуацию в других странах. И само собой для начала отправимся за океан, в США. Тем более, что ещё до массового развития этой службы на родных просторах, в течение ни одного десятка лет, мы все слышали, читали, видели в фильмах, те самые знаменитые, в первую очередь, нью-йоркские желтые такси. Так вот после того, как был введен жёлтый цвет, а частный извоз считался легким и доступным заработком, власти ввели систему жетонов, чтобы пополнять городскую казну. Жетон – это металлическая пластина, которая крепится к капоту автомобиля и выполняет функцию лицензии. Каждому водителю присваивается уникальный номер, информация о нем вносится в базу данных. На нем изображен Бруклинский мост, и получить этот самый жетон не так-то просто. Вернее, теперь не так-то просто. Изначально стоимость жетона составляла в районе 9 долларов. Впоследствии власти стали выпускать все меньше жетонов — и стоимость стала расти. Лет двадцать назад жетон уже стоил порядка 200 тысяч долларов. Сейчас стоимость может достигать миллиона долларов!
Это мечта каждого таксиста. Для многих несбыточная. Ведь это пожизненная лицензия на право владения такси. Она же дает право подбирать пассажиров на улице. Вызвать желтое такси по телефону невозможно. Продается «медальон» в TLC (Taxi and Limousine Commission). Это специальное учреждение при мэрии Нью-Йорка. Оно принимает экзамены у водителей, выдает лицензии, продает или дает «медальоны» в аренду, контролирует деятельность таксистов, штрафует – в общем, регламентирует всю работу этого вида транспорта.
Без жетона можно заниматься извозом только в том случае, если водитель сотрудничает с таксопарком. Там ему выдают машину, на которой он может таксовать. Но такой вариант заработка сегодня мало кого устраивает. Это невыгодно, поскольку таксопарк забирает большую часть денег: то в счёт бензина, то в счёт аренды авто. Поэтому многие водители готовы даже оформить кредиты лет на пятнадцать, чтобы приобрести заветный жетон и работать на себя.
Благодаря такой системе лицензирования властям удается неплохо подзаработать. Каждый водитель на учёте, под контролем. Он при покупке жетона сразу пополняет бюджет городской казны. Плюс ко всему ужесточились требования к таксистам. Чуть что – любой пассажир может пожаловаться на водителя, и тогда того оштрафуют. Первый штраф – 200 долларов, второй – более чем в два раза выше. При наличии третьего жетон забирается и потом перепродается другому водителю! Вот, почему такси по нынешним временам можно назвать «спасателями» экономики США.
Но это дает преимущества в том, что человек выезжает на линию, когда удобно ему и в любое время, а может и не выехать совсем. При этом должны соблюдаться условия:медальон – на капоте; фонарь с номером авто – на крыше; счетчик – на передней панели; за сиденьем водителя – вся информация о таксисте, включая его полное имя, а также номер телефона, куда можно позвонить с жалобой; терминал для бесконтактной оплаты вмонтирован в заднюю часть спинки переднего кресла; соответствующий внешний вид машины (желтый цвет и черные «шашечки»).
Водители, выкупившие вожделенный жетон, частенько или перепродают его за тот же миллион и живут просто в свое удовольствие или работают по «сладким» маршрутам, забирают клиента в аэропорту и везут его в определенные отели, где у них за годы работы есть знакомые работники, которые «подгоняют» клиента уже оттуда. Автор этих строк сам так уезжал из отеля в Лас-Вегасе и испытал то, что многие видят в фильмах, когда человек у дверей отеля машет рукой водителю и подгоняет его словами: Quick, quick (быстро-быстро). И потом также быстро сажает пассажира.
В таксопарке все машины обязательно имеют прозрачную перегородку между водителем и пассажирами. Те таксисты, которые имеют жетоны и работают на себя, могут при желании установить такую конструкцию. Она необходима в целях безопасности, поскольку периодически встречаются неадекватные пассажиры. Поэтому там пассажиры никогда не садятся рядом с водителем! И ещё один момент, от которого разного рода миллениалы капризно надуют губки независимо от гендерной принадлежности. Итак, внимание! Таксисты подбирают пассажиров только на улицах, в аэропортах, на железнодорожных станциях, возле крупных автобусных остановок (кроме boro-taxi — эти курсируют только по жилым районам) и не приезжают по вызову!
И вообще автомобиль по-старинке тормозишь поднятием руки или большого пальца. И указываешь не конкретный адрес, а перекресток (авеню и стрит), до которого доехать, а уже там тебя могут подвести к определенному дому. Но далеко не всегда. Представили? Америка – страна традиций и достаточно ортодоксальная. Они многое ввели в мире первыми, когда остальные страны, условно говоря ещё «в шкурах бегали». Но затем десятилетия там практически ничего не меняется, практически в любых сферах.
Например, вождение без ремней безопасности является правонарушением, которое влечет за собой штрафы во всех странах мира. Однако в США это правило не распространяется, и они не обязаны пристегиваться. Это правило постепенно ужесточается. Но в основном для обычных водителей, а не работников сервисов. Но все эти указы по ремням безопасности отданы на откуп штатов. И в некоторых из них есть, так называемое первичное применение, а есть вторичное. Первичное позволяет сотруднику правоохранительных органов остановить водителя и оштрафовать его, если он обнаружит это нарушение. Вторичное правоприменение означает, что он может остановить или привлечь к ответственности водителя за нарушение правил использования ремня безопасности только в том случае, если водитель одновременно совершил другое основное нарушение. Допустим превышение скорости, проезд знака «Стоп» и другие. А Нью-Гэмпшир так и остается штатом, который по закону вообще не требует от взрослых водителей пристегиваться ремнями безопасности.
При поездке, например, в аэропорт, определение разумных размеров багажа зависит от водителя, который может отказать клиенту в поездке, если считает, что его багаж превышает разумные пределы и не поместится в машину. Водитель также должен помочь погрузить багаж, если это возможно. Хотя тут ситуация, наверное, сходна с нашей. В России таксист тоже не поедет, если багаж не поместится. По крайней мере, не должен ехать.
Так что же в Америке совсем нет приложений? Конечно есть. Однако, не в такси, а в кар-сервисах. Их отличие от такси:
- работают по вызову через запрос в приложении;
- могут как заниматься извозом, так и предоставлять автомобили в аренду (каршеринг);
- в большинстве регионов не имеют права подбирать пассажиров на улицах;
- стоимость поездки чаще всего известна заранее.
А среди приложений как в США, так и в Европе самый популярный был и остаётся Uber, в последнее время главным конкурентом стал Lyft. Однако, в крупных городах востребованы именно такси, а не кар-сервис. Традиции. Да и просто в тех же Нью-Йорке или Лос-Анджелесе, это и удобнее, поскольку они (такси) повсюду. Сервисы вроде Uber или Lyft предлагают возможность забронировать автомобиль и рассчитать стоимость, как и у нас. И без счетчиков. Но немаловажный момент. За любую поездку в такси придется оставить чаевые водителю – это негласное правило. В случае оплаты картой они могут сниматься автоматически. Существуют некоторые правила высчитывания чаевых. За короткие поездки следует округлять сумму в пользу водителя или добавлять $1-2 сверху. Если вы провели в такси больше 10 минут, от вас ожидают 10-15% в формате чаевых. Удивительным фактом является и то, что слишком разговорчивый таксист, который ответит на все ваши вопросы и объяснит все интересующие моменты, может потребовать еще больший размер чаевых. Как правило он составляет 20-25% от суммы поездки!
Опять же из личного опыта. В Филадельфии нам вызвал такси бармен. Он оплатил приложение, получил от меня деньги кэшем, а уже после поездки, отдал кэшем чаевые таксисту (приятной даме).
При поездках в аэропорты США нужно учитывать, что стоимость такси может быть выше из-за аэропортовых сборов. Многие крупные аэропорты, такие как JFK в Нью-Йорке или LAX в Лос-Анджелесе, имеют специальные зоны посадки для Uber и Lyft. Кстати, сумма чаевых в некоторых такси высвечивается на счётчике.
Ну и некоторая информация по другим странам.
В Турции путешественники советуют пользоваться местным приложением BiTaxi. Тарифы включают варианты «Эконом», аналог «Комфорт», также доступны минивэны. Цена поездки будет рассчитана примерно, а реальная стоимость подсчитывается таксометром. Дополнительные платежи за проезд по платным дорогам в стоимости поездки, которая отражается на экране приложения, не учитываются. Кроме того, в крупных городах страны доступен Uber.
В Дубае для путешественников доступен сервис YanGo, запущенный Yandex N. V. , а также местный аналог — Careem, который считается наиболее популярным. Как рассказывается в блоге на «Яндекс Путешествиях», тарифы включают класс «Комфорт», повышенный уровень Executive. Также есть тариф Personal Captain, по которому можно заказать машину на поездку протяженностью от пяти до десяти часов. Заказ такси на март 2024 года стоил 12 дирхамов (288 руб. по курсу на начало июля), 1 км пути — около 2 дирхамов (48 руб. ). Желающим сэкономить советуют поймать такси на улице, тогда посадка обойдется в 5 дирхамов в дневное время (120 руб. ) и 5,5 дирхама (132 руб. ) в ночное время. В часы пик с 8:00 до 10:00 и с 16:00 до 20:00 по будням, а также с 16:00 до 00:00 в пятницу и выходные дни, цена повышается.
Для тех, кто часто путешествует, список приложений в разных странах можно посмотреть здесь
Кстати
Согласно июльскому опросу ВЦИОМа, в мегаполисах абсолютное большинство жителей (91% в Москве и Санкт-Петербурге, 90% в городах-миллионниках) предпочитают заказывать такси через мобильные приложения, тогда как большинство жителей сел и поселков городского типа – с помощью телефонных звонков и другими способами.
Среди приложений лидером, по опросу, было «Яндекс Такси» с долей в 79%. В пятерку популярных также вошли принадлежащие «Яндексу» приложения «Убер Россия» (5%) и «Везёт» (3%), то есть в сумме у «Яндекс Такси» было 87%. Еще 8% пришлось на сервис «Максим», по 1% на Drivee и «Автолигу».
Так что, те, кто смотрит «за океан» или в другие «райские места», как и в случае со службой доставки, рискует сильно разочароваться. В России эти сервисы примерно за 5-7 лет сделали скачок, которые другие, до сих пор не преодолели и за полвека. Это по-нашему! Так всегда было.