Ключевая фигура русского реализма: 24 июля родился Илья Репин

ОБЩЕСТВОПрокомментируйте новость
Ключевая фигура русского реализма: 24 июля родился Илья Репин

Стихией художника была современность, и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего.

Также 24 июля День рождения растворимого кофе, День флориста и День кадастрового инженера, а также в этот день в 1728 году с Камчатки вышел в плавание корабль «Св. Гавриил» под командованием офицера русского флота Витуса Беринга, а в 1990 году в СССР были отменены введенные пять лет назад все ограничения на продажу алкоголя.

Подробнее поговорим о родившемся в этот день русском художнике Илье Репине. Илья Ефимович Репин (1844-1930) — русский живописец, педагог, профессор, действительный член Императорской Академии художеств.

И. Е. Репин. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». 1885

Уже с самого начала своего творческого пути, с 1870-х годов, Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма. Художнику удалось решить задачу отражения в живописном произведении всего разнообразия окружающей жизни. В своем творчестве он сумел охватить все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность, живо реагировал на злобу дня.

Репинскому художественному языку была свойственна пластичность, он воспринимал различные стилистические направления от испанских и голландских художников XVII века до Александра Иванова и современных французских импрессионистов.

Расцвет творчества Репина пришелся на 1880-е годы. Он создает галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен. В области исторической живописи его привлекала возможность раскрыть эмоциональную выразительность предложенной ситуации.

И. Е. Репин. «Не ждали». 1888

Стихией художника была современность, и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина — «энциклопедия пореформенной России».

Последние 30 лет жизни Репин провел в своем имении Пенаты в Куоккале, в окрестностях Санкт-Петербурга. Из них 13 лет в вынужденной эмиграции, после передачи этой территории Финляндии. Репин продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошел в книгу воспоминаний «Далекое близкое».

Как педагог Репин твоспитал целую плеяду прославленных художников: Б. М. Кустодиев, И. Э. Грабарь, И. С. Куликов, Ф. А. Малявин, А. П. Остроумова-Лебедева, Н. И. Фешин, В. А. Серов

И. Е. Репин. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». 1891

Значение творчества

Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина, имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как живописец, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист.

Илья Ефимович создавал исторические полотна, жанровые картины, портреты пейзажи; оставил немало иллюстраций к произведениям русской классической литературы; в его творческом наследии сохранились графические и скульптурные работы.

Согласно легенде, картина И. Е. Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных», купленная Александром III на 17-й передвижной выставке, повлияла на решение императора создать Русский музей.

И. Е. Репин. «Портрет композитора М. П. Мусоргского». 1881

Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма»; это касается и его тематического размаха, и стилистической пластичности. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».

 Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина», и как «групповой портрет». Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали»; в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния».

И. Е. Репин. «Бурлаки на Волге». 1870—1873

Уже с самого начала своего пути Репин был признан одним из ярчайших представителей русского реализма. Долголетняя и непрерывная активность, внимание ко всем сторонам современной жизни, «быстрая» кисть, фиксирующая события, обеспечили неослабевающее внимание критики и публики к творчеству художника.

По мнению Алексея Федорова-Давыдова, в мировом масштабе Репин сопоставим с французским живописцем Гюставом Курбе и немецким художником Адольфом фон Менцелем. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы, искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить.

Илья Репин. Фотография 1909 года

Русскую музыку Репин прославил своими портретами Глинки, Мусоргского, Бородина, Глазунова. Русскую литературу — портретами Гоголя, Тургенева, Льва Толстого, Писемского, Гаршина, Фета, Стасова. Русская живопись представлена целой галереей портретов: Суриков, Шишкин, Крамской, Васнецов, Куинджи. Отечественную науку прославил он портретами Сеченова, Менделеева, Павлова, Тарханова, Бехтерева.

Творческий метод и принципы работы

Принципы своей работы Репин сформулировал на страницах книги «Далекое близкое»; в их основе «материя как таковая»: «Мне нет дела до красок, мазков и виртуозности кисти, я всегда преследовал суть: тело как тело». Он отвергал «акробатику кисти, живописность ради живописности» и готов был вслед за Крамским повторять, что «драгоценнейшее качество художника — сердце». Свой реализм Илья Ефимович называл «простонародным», подчеркивая, что попытки сфальшивить ему никогда не удавались: его кисть, по словам Корнея Чуковского, «была правдивее его самого».

И. Е. Репин. «Пахарь. Лев Толстой на пашне». 1887

Художник Яков Минченков считал, что Репина никогда не интересовали эстетские изыскания: «Увлечение одной лишь формой или красками, уход в прошлое, изысканность — все это было не для Репина. Ему нужна была жизненная тема, живые люди, широкая пластика, экспрессия, сильные переживания».

Во время работы над портретами художник, по собственному признанию, «на короткое время влюблялся» в натуру, изучал книги изображаемых писателей, слушал музыку композиторов, наизусть воспроизводил большие цитаты из стихотворений поэтов — это был недолгий, но обязательный «медовый месяц» Репина с людьми, чьи образы он создавал.

И. Е. Репин. Воскрешение дочери Иаира (1871)

Так, работая над «Бурлаками», Илья Ефимович пребывал в восторге от Канина, «до страсти влюблялся во всякую черту его характера и во всякий оттенок его кожи и посконной рубахи»; подобную страстность исследователи называли «профессиональной целесообразностью». Несмотря на то, что Репин писал и акварелью, и тушью, на первом месте у него были масляные краски. Кистями он работал практически вслепую, стараясь не отрывать взгляда от сидящего перед ним человека:

Руки сами выхватывали нужную кисть, сами смешивали краски в должных пропорциях, а Репин и не замечал всей этой технологии творчества, так как она стала для него подсознательной.

«Человек, воплощавший собой уходящее из русской жизни»: 15 лет назад не стало Олега Янковского

Макрона зовут в Тбилиси пока с печеньками: президент Грузии просит французского лидера очистить Кавказ от "советского ига"

«Как повяжешь галстук, береги его»: 19 мая 1922 года в СССР была создана пионерия

Комментировать
Эту новость прокомментировали раз

Больной что ли? Психиатр поставил "диагнозы" любимым малышней героям советских мультфильмов

КУЛЬТУРА

Нарциссизм, обсессивно-компульсивное расстройство, депрессия - эти и другие психиатрические заболевания нашел специалист у мультяшных героев.

Макрона зовут в Тбилиси пока с печеньками: президент Грузии просит французского лидера очистить Кавказ от "советского ига"

В МИРЕ

Эммануэль Макрон должен приехать, чтобы еще и помочь Саломе Зурабишвили победить на выборах президента, считает грузинский лидер.

Превратили в ад: стало известно, почему киевский режим провалил строительство оборонных сооружений у Волчанска

В МИРЕ

Сам город стал фортификацией - для боевиков каждый дом и квартира - бесплатные оборонительные сооружения, рассказал источник в офисе президента Зеленского.

Может, теперь поймут: мигранты устроили беспредел в Бишкеке

В МИРЕ

Некоторые эксперты убеждены, что бытовой конфликт не мог вылиться в массовую акцию протеста, и это целенаправленная провокация внешних сил.

СВО не остановят: Зеленский отказался от олимпийского перемирия

ОБЩЕСТВО

С инициативой выступал президент Франции Эммануэль Макрон.