10 января в больнице умер от последствий коронавируса один из самых известных преступников в США, представитель риелторской династии Нью-Йорка Роберт Дерст.
Очень странная и зловещая история преступлений неожиданно и по-своему нелепо завершилась ранним утром в больнице Сан-Хоакин в Калифорнии: скончался 78-летний Роберт Дерст, наследник крупной нью-йоркской династии риелторов, который до последнего времени находился за решеткой в калифорнийском Стоктоне. «Его привезли в больницу для обследования, потом произошла остановка сердца, после которой медики не смогли его реанимировать», — рассказал адвокат Дерста Чип Льюис.
Роберт Дерст — своего рода легенда. Его обвиняли в трех убийствах — пропавшей жены, давней подруги и пожилого соседа, но осудили только за одно, второе по счету. Приговор был вынесен в сентябре 2021 года. Вскоре после этого тест заключенного на COVID-19 дал положительный результат. Пожилой мужчина тяжело переносил болезнь, его даже на некоторое время подключали к аппарату искусственной вентиляции легких. По словам адвоката Дерста, коронавирус усугубил другие проблемы со здоровьем, и это, видимо, стало причиной смерти.
Таблоиды рисовали Дерста маньяком-извращенцем, который всеми силами стремился уйти от правосудия. Обладая активами на 100 млн долларов, он прикидывался бродягой, постоянно менял одежду и облик, маскировался под немую женщину. Этот человек, как утверждает семья его жены, обладал звериной жестокостью — избивал супругу, принудил ее сделать аборт. Своего пожилого соседа, говорилось в прессе, Дерст обезглавил, сидя в луже крови. Также он написал «записку о трупе», в которой сообщил полиции Лос-Анджелеса о местонахождении тела женщины, убитой выстрелом в голову.
Самое нелепое в истории Дерста — его признание. Он долгое время отказывался давать показания, отрицая, что кого-либо убивал. Но потом, загнанный в угол, сидя в крошечной ванной, обезумевший от постоянного преследования и нападок, уставший притворяться — он случайно обмолвился, когда разговаривал с продюсером документального мини-сериала HBO. Его признание было записано, и когда он это понял, уже ничего не мог поделать.
За четыре десятилетия Дерста подозревали в убийстве трех человек — его жены Кэтлин Дерст, которая исчезла 31 января 1982 года после драки в их доме в Южном Салеме, его подруги Сьюзен Берман, застреленной в своем доме в Лос-Анджелесе в 2000 году, и Морриса Блэка — соседа, который был застрелен в квартире Дерста в Галвестоне (Техас) в 2001 году и расчленен.
В каждом из этих случаев следователи обнаруживали обстоятельства, которые указывали на Дерста как на преступника, но лишь один из них был более-менее прозрачным — убийство Морриса Блэка. Этот 71-летний бывший моряк торгового флота, отличавшийся крайне сварливым характером, проживал в меблированных комнатах в Техасе по соседству с Дерстом, который снимал там жилье и периодически появлялся переодетым — в образе немой женщины. Однажды ночью Дерст и Блэк крепко поспорили, и наследник риелторской империи выхватил пистолет 22-го калибра. Сосед попытался выхватить оружие, они оба повалились на пол, и пистолет выстрелил. Пуля попала Блэку в лицо, убив его.
Чтобы скрыть следы преступления, Дерст расчленил тело бывшего моряка и выбросил останки в залив Галвестон. Подозрение быстро пало на него, но судья почему-то согласился выпустить мужчину под залог, а тот сбежал. После 45-дневной охоты его поймали в Пенсильвании, где он пытался украсть сэндвич с курицей из супермаркета. В прокатной машине, на которой Дерст передвигался, полиция обнаружила два пистолета, 37 тысяч долларов наличными, марихуану и водительские права убитого.
На суде, состоявшемся в 2003 году, Дерст заявил, что действовал по соображениям самообороны, а потом, осознав случившееся, избавился от трупа и в панике сбежал — якобы опасался, что в полиции не поверят его рассказу. Располагая внушительными средствами, подсудимый смог нанять себе отличных адвокатов. И суд в итоге признал его невиновным.
Но к тому времени Дерст уже был, как выражаются американские газеты, «пожизненно подозреваемым». Американцы, с интересом читавшие каждую строчку о нем, были уверены, что этот богатей убил свою жену Кэтлин, которую никто не видел после шумной супружеской ссоры в 1982 году. Но на протяжении нескольких десятилетий полиция не могла собрать достаточно доказательств, чтобы выдвинуть обвинения.
Оснований для подозрений было предостаточно: Дерсты часто ссорились на публике, Кэтлин прятала синяки, которые люди все равно замечали, а несколько раз она даже оказывалась в больнице, объясняя травмы случайным падением в ванной или нечаянным ударом о дверь. Семья женщины утверждала, что Роберт принудил ее сделать аборт и постоянно подвергал психологическому прессингу.
Родственники Кэтлин отказались поверить в его версию о том, что она просто сбежала с каким-то другим мужчиной: ей оставалось совсем немного до окончания медицинского института, к учебе в котором она относилась более чем серьезно. Следов Кэтлин (а тем более ее труп) так и не нашли. Через восемь лет после ее исчезновения она по ходатайству Дерста была признана мертвой, и он оформил развод.
Казалось, то наследника риелторской династии должны были на долгие годы упрятать за решетку или даже отправить в камеру смертников — но стопроцентных доказательств вины Дерста обвинение так и не собрало. Все решило дело об убийстве Сьюзен Берман, за которое Роберта наконец-то смогли посадить.
К тому времени образ Дерста успел обрасти городскими легендами, его сделали героем книг, телефильмов и подкастов. Сам он всячески потакал этой неоднозначной славе, будучи уверенным, что она играет ему на руку. Но от обвинения в убийстве Берман известность его не спасла.
На протяжении долгих лет Сьюзен, профессиональная журналистка, представляла интересы Дерста в СМИ, была самым стойким его защитником при столкновениях с репортерами, семьей и друзьями пропавшей жены. Трудно было представить, что Роберт мог убить такую преданную соратницу — и тем не менее в 2015 году его обвинили в ее убийстве. Произошло это в рамках повторного расследования, начатого через 15 лет после гибели журналистки.
Кто же такой Роберт Алан Дерст, о котором написано столько книг и сняты фильмы? Он родился 12 апреля 1943 года на Манхэттене — первым из четырех детей Сеймура и Бернис Дерст. Его отец был главой империи офисов и многоквартирных домов на Манхэттене, основанной в 1927 году дедом Роберта, Джозефом Дерстом, австрийским эмигрантом. Детство Роберта и его братьев и сестры было безоблачным, но идиллия прервалась в 1950 году, когда их мать погибла, упав с крыши семейного дома. Семилетний Роберт, вероятно, стал свидетелем ее гибели и надолго впал в депрессию.
В школе он был одиночкой, с братом Дугласом постоянно дрался — настолько яростно, что его даже водили к психиатру. В 1965 году Дерст окончил университет, получив степень в области экономики, и поступил в аспирантуру Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (впрочем, вскоре бросив обучение). Там он познакомился со Сьюзен Берман — начинающей писательницей и дочерью известного мафиози из Лас-Вегаса.
В 1973 году Роберт женился на очаровательной студентке мединститута Кэти Маккормак, которую пригласил переехать с ним в Вермонт всего лишь после пары свиданий. Там Дерст намеревался открыть магазин здорового питания, чтобы начать собственный бизнес, а не оставаться под пятой властного отца. Они жили скромно, поселились в районе хиппи и водили «Фольксваген-жук».
Год спустя отец потребовал, чтобы Роберт вернулся в Нью-Йорк и присоединился к семейному бизнесу. Тому ничего не оставалось, кроме как выполнить это требование. Когда он женился на Кэтлин, ей было всего 19 лет, а ему — на девять лет больше. Свадьба была зажигательной: сначала вечеринка в Studio 54, культовом диско-клубе на Манхэттене, потом круиз по Средиземному морю и медовый месяц в Таиланде.
Но уже через три года брак начал трещать по швам: Кэтлин хотела ребенка, Роберт — нет. Девушка стремилась к независимости. Сначала она изучала сестринское дело, затем решила стать врачом. В 1981 году она наняла адвоката по разводам, которому сообщила, что муж ее избивает, и предъявила справки об обращении в больницу.
Миссис Дерст пропала в начале 1982 года. Через пять дней Роберт сообщил о ее исчезновении в полицию, заявив, что отвез ее на железнодорожную станцию и посадил на поезд — она якобы поехала на Манхэттен, где на следующий день должна была записаться в медицинскую школу. Дерст утверждал, что по возвращении домой позвонил в их пентхаус и поговорил с женой, которая к тому времени уже туда добралась и расположилась на ночлег.
Следствие выяснило, что с домашнего телефона Дерста не было сделано ни одного звонка. Тогда Роберт изменил показания, «вспомнив», что звонил из телефона-автомата во время вечерней прогулки. Но ближайший автомат находился в нескольких километрах от его дома, а ночь тогда выдалась холодная и дождливая, так что его показания были восприняты как ложь. Соседи, с которыми Дерст, по его словам, выпивал после проводов жены, не смогли подтвердить его слова.
Тем не менее в отсутствие прямых доказательств убийства Кэтлин до суда это дело дойти не могло. В 1990 году, получив развод, Роберт бросил семейный бизнес, препоручив его своему брату Дугласу, и пустился путешествовать по стране. В 2000 году он снова женился — на брокере по недвижимости из Манхэттена Деборе Ли Чаратан, при этом называя их союз «платоническим браком по расчету».
В 2006 году Дерст разорвал последние связи со своей семьей и обменял свою долю в 10 небоскребах на Манхэттене на 65 миллионов долларов для урегулирования давнего судебного процесса против собственной же семьи. Помимо дополнительных активов, оцениваемых в 100 миллионов долларов, у него был трастовый фонд, который ежегодно выплачивал ему 2 миллиона долларов.
Прокуратура утверждала, что Дерст «казнил» свою подругу Сьюзен Берман, поскольку та собиралась поведать общественности правду об участи его супруги Кэтлин — на самом деле эта женщина, разумеется, не сбежала от мужа, а была им убита. Якобы Берман из доверительных разговоров со своим «клиентом» узнала, как он поступил с трупом, и намеревалась сделать из этого звездный репортаж, а потом прославиться, написав книгу.
Хотя Дерста арестовали, суд не могли начать еще почти шесть лет. Роберт оставался под стражей в тюремной больнице Лос-Анджелеса, где перенес несколько операций из-за рака пищевода и скопления жидкости в головном мозге, а потом проходил курс реабилитации.
Процесс долго откладывался, но все же начался — в 2020 году. Однако после выбора присяжных и вступительных речей защиты и обвинения его вновь прервали из-за пандемии коронавируса. Возобновился он только в мае 2021 года.
Свидетелями обвинения выступили Дуглас Дерст, брат Роберта и глава семейной империи недвижимости стоимостью 8 млрд долларов, а также Ник Чавин — давний друг подсудимого. Последний рассказал, что в 2014 году в беседе с ним, буквально стоя на тротуаре в Нью-Йорке, Роберт признался в убийстве Сьюзен Берман. «Или я, или она. У меня не было выбора», — процитировал Ник объяснение своего друга.
Прокуратура вызвала 80 свидетелей и представила около 300 вещественных доказательств, но исход дела решило одно — слово самого Дерста. Он фактически сознался в убийстве журналистки, когда давал интервью продюсеру документального фильма о самом себе. Беседа длилась 20 часов, и Дерст явно вымотался, поэтому утратил бдительность.
Впрочем, это доказательство подтверждалось другими его заявлениями — сделанными на допросе у заместителя прокурора после ареста в 2015 году, а также во время звонков из тюрьмы. Но в тех случаях формулировки были настолько обтекаемыми, что допускали разные толкования и могли быть разгромлены защитой. А вот признание на видео для документального фильма оказалось просто «бомбой».
Разговаривая с продюсером документального фильма, Дерст получил в руки два конверта. В одном лежало его письмо, отправленное Сьюзен Берман в 1999 году. Во втором — записка, анонимно присланная в департамент полиции Лос-Анджелеса и содержавшая указание о том, где искать тело журналистки. Эксперт-почерковед со стопроцентной уверенностью заявил, что оба документа написаны одной рукой.
Увидев свои письмена и заключение эксперта, Дерст был потрясен. Он попросил его извинить и вышел в ванную, где разговаривал с самим собой. Это бормотание было слышно в соседней комнате, где работал по-прежнему включенный мощный микрофон. «Что, черт возьми, я сделал? Убил их всех, конечно», — отчетливо сказал мужчина.
Кстати, про Дерста сняли не только документалку для НВО под названием «Проклятие», но и полнометражку: в 2010 году вышел основанный на его истории фильм «Все хорошо», где главную роль сыграл Райан Гослинг, а его пропавшую жену — Кирстен Данст.
Позже адвокаты Дерста пытались доказать, что, хотя он действительно прислал полиции записку с указанием местонахождения трупа Сьюзен, это не означает автоматической виновности Роберта в убийстве: он ведь мог просто знать о случившемся и таким образом исполнить свой гражданский долг. Но их клиента это не спасло: 17 сентября 2021 года после семи с половиной часов обсуждения присяжные признали его виновным в убийстве первой степени.
В октябре судья вынес Дерсту приговор — пожизненный срок без возможности условно-досрочного освобождения. Через два дня следователь полиции Нью-Йорка Джозеф Бесерра заявил о возбуждении еще одного уголовного дела — об убийстве второй степени в связи с нераскрытым исчезновением его Кэтлин Маккормак-Дерст. Этот полицейский более 20 лет принимал участие в поисках женщины и намерен был идти до конца.
Дело передали окружному прокурору, но защита Дерста сумела притормозить его ход, сославшись на тяжелое состояние своего клиента. Пожилой и хрупкий, он к тому времени уже пять лет провел под стражей — в основном, в тюремной больнице, а на момент, когда ему должны были предъявить новые обвинения, лежал на ИВЛ. Теперь суда уже точно не будет — и последние шансы на то, чтобы судьба Кэтлин наконец-то раскрылась, исчезли навсегда.