По мнению специалиста, проблемы с психикой могли начаться еще в школе.
Сегодня, 20 сентября, утром, в Пермском государственном национальном исследовательском университете произошла трагедия. Студент вуза, 18-летний Тимур Бекмансуров открыл стрельбу из дробовика по учащимся. По официальным данным, 6 человек погибли, 24 — были ранены. Стрелок, устроивший бойню, перед нападением оставил послание в соцсетях, где подробно изложил свои мысли по поводу планируемого массового убийства. «Блокнот» попросил психолога, гештальт-терапевта Карине Арустамян рассказать, какие истинные причины могли натолкнуть Бекмансурова на стрельбу.
В «объяснительной» Бекмансуров отмечал, что не считает свои действия терактом, поскольку не состоял ни в каких организациях — ни в экстремистских, ни в религиозных. Просто ему с детства нравилось причинять людям боль, его привлекали страдания на лицах, потому что они казались ему искренними.
— Он пишет, что основное чувство гнева стало формироваться в школе, после 10 лет. Очевидно, что какой-то период в развитии он смог пройти, а дальше произошло нечто, что включило расстройство. Нечто травматичное, что случилось с ребенком, и с чем его психика не в силах была справиться, поэтому она и находила такой выход — в гневе, — объясняет психолог.
Постоянно угнетенное состояние могло привести к развитию психического расстройства. Как отмечает специалист, необязательно оно должно было быть врожденным и вполне вероятно развилось в результате того, что на внутренние проблемы ребенка никто не обращал внимания.
— Из того, что он пишет, видно, что он был очень одинок. Какая-то вселенская боль и грусть у него сквозят. И особенно болезненно для него, что никто не обращал на это внимания. Когда люди с психическими расстройствами пытаются демонстрировать что-то вовне, это большое желание привлечь к себе внимание. Потому что за этим всем скрыто большое количество страха. Страха перед тем, с чем он не справляется. И сам не понимает, с чем нужно справляться, — отмечает эксперт.
Каждый человек в жизни должен пройти определенные этапы. В частности, существуют и психологические нормы прохождения подросткового периода. Вероятно, нападавший не смог его пройти. Это вылилось в некоторое психотическое расстройство.
— Это поведенческий фактор, который показывает, что человек ведет себя вне социальных норм. Какое именно расстройство могло иметь место, не зная, как складывалась жизнь человека, сказать трудно. И это в любом случае не оправдывает содеянное. Этот поступок — это призыв обратить на себя внимание. «Посмотрите, я не здоров, напуган и не знаю, что со всем этим делать», — говорит психолог.
Эксперт также отмечает систематичность подхода, что характерно для шизоидного типа личности, склонного к различного рода расстройствам. При этом, по мнению специалиста, налицо глубокое депрессивное состояние, присутствуют и некоторые мазохистские наклонности.
— Гнев, который у него возникает, изначально направлен против себя. Вероятно, есть потребность в нанесении себе вреда, возможно даже, в суициде. Но внутренних сил на это не хватает. И он обращает свой гнев на других. Посыл — показать, что он умнее. Мол, «посмотрите на меня, я могу сделать даже это». Но поскольку внутренняя потребность во внимании не удовлетворена, то это может порождать отчаяние и еще больший гнев, — считает психолог.
Отметим, одноклассник Тимура Бекмансурова рассказывал о том, что нападавший был нелюдим еще со школы, друзей у него не было. Он был очень тихим, питал интерес к оружию и войне и больше всех знал про терроризм и террористические акты.
Самое интересное:
Мигрант из Азербайджана зарезал русского хоккеиста у его дома, когда спортсмен заступился за девушку
«Есть пробитие!»: конфликт геймеров в «Танках» перерос в реальную драку, в ход пошли топор и бита
Это другое: Следственный комитет не нашел экстремизма в лозунгах азербайджанских студентов