Почему дискриминация женщин в России продолжает нарастать
Аналитический центр НАФИ провел исследование, в ходе которого выяснились интересные факты. Около 40% опрошенных согласны с утверждением, что мужчинам легче добиться успеха в карьере, чем женщинам. Особенно это касается таких направлений как бизнес, политика и наука. А вот в многочисленных специальностях, относящихся к сфере IT и цифровому маркетингу, женщинам гораздо легче реализоваться и добиться успеха.
Неравенство проявляется и в уровне зарплат. В 2019 году разница между ними составляла 28% в пользу мужчин. Стоит отметить, что ситуация в этом вопросе начинает понемногу улучшаться. Для сравнения, в начале 2000-х годов разрыв составлял 35%. Однако Россия по-прежнему в числе аутсайдеров в рейтинге гендерного равноправия, составленного всемирным банком. Наша страна занимает 129 место из 160.
О том, как обстоят дела в России с работой у женщин, «Блокнот» поговорил с руководителем консалтингового агентства Vektor Institute Ольгой Пистиной.
Дискриминация в статистике и в личных примерах
Реальных историй о гендерном шовинизме в профессиональной среде множество. Столкнулась с этим и сама Ольга Пистина. Ей было отказано в стажировке в МИД РФ, несмотря на блестящее образование – МГУ имени М.В. Ломоносова и Пекинский Университет языка и культуры, а также знание трех иностранных языков. Ей открытым текстом сказали, что девушек туда не берут.
Также она приводит пример своей подруги, которая училась на факультете арабского языка и была единственной девушкой в группе. Даже профессора позволяли себе высказывания в духе «Зачем тебе это? В мусульманском мире к женщинам относятся как к второму сорту. Тебе ничего не светит». При этом вариант, что выпускница может работать бизнес-переводчиком или сотрудником в дипломатической сфере, даже не рассматривался.
Также нередко можно услышать о том, что главное предназначение женщины – материнство и домашний очаг. А образование и успехи в карьере не должны этому мешать. Особенно такие стереотипы сильны в технических сферах. К студенткам, которые учатся в физико-математических вузах, до сих пор относятся с нисхождением, считая, что они поступили туда с матримониальными планами, а не с целью получить профессию и работать дальше по специальности.
Стоит ли бороться с дискриминацией и как это делать?
Позже Ольга Пистина поступила в Национальный университет Сингапура. За время учебы за границей она ни разу не столкнулась с гендерной дискриминацией. Более того, зарубежное образование позволило ей и в родной стране претендовать на более престижные должности и высокую заработную плату, что дало возможность соперничать с мужчинами.
Можно ли считать, что она стала с ними в равных условиях? Вряд ли, учитывая, что ей пришлось для этого приложить гораздо больше сил и времени, чем им. Но тем не менее, именно образование - один из ключевых факторов, которые способны улучшить ситуацию и заставить работодателей относиться к женщинам более серьезно. Особенно, если речь идет об иностранном университете, даже если это не Оксфорд или Гарвард, а какое-то достаточно рядовое учебное заведение.
Стоит отметить, что на Западе с проблемами гендерной дискриминации начали бороться гораздо раньше, чем в нашей стране. И хотя полностью вопрос еще не решен, но все же определенная законодательная и практическая база для этого уже накопилась.
В частности, запрещено отказывать в приеме на работу или увольнять с занимаемой должности только на основании пола. Давно стали моветоном и вопросы о составе семьи, намерении выйти замуж или родить ребенка. Теперь на интервью спрашивают только о том, что непосредственно касается рабочей сферы.
Конечно, можно возразить, что отказать или уволить можно формально совсем по другой причине. Однако список этих причин четко прописан в трудовом законодательстве. И если специалист справляется со своими обязанностями и полностью выполняет должностные инструкции, то сделать это не так-то просто.
Как быть с декретным отпуском?
Именно этот вопрос часто становится камнем преткновения между потенциальными работодателями и претендентками на вакансии. В отличие от многих зарубежных стран, где отпуск по уходу за ребенком длится от нескольких месяцев до полугода, в России он, как известно, составляет три года. На этот срок руководству приходится искать сотруднице замену, а сама она часто сильно теряет в квалификации.
Стоит ли последовать западному примеру и уменьшить срок декрета? «Я считаю, что идти нужно не по пути уменьшения социальных гарантий, а по пути создания благоприятной среды для работающих мам. Например, позволить женщинам самим выбирать гибкий график или удаленный режим там, где это возможно. Делать так, чтобы компании сами были заинтересованы в том, чтобы иметь имидж mom-friendly. И предпринимать другие подобные шаги», - считает собеседница «Блокнота».
Кроме того, считается, что молодые мамы часто уходят на больничные с ребенком, отпрашиваются на утренники или посещение поликлиники и вообще больше думают о семейных заботах, а не о рабочих делах. Отчасти это верно!
Но говорит это не столько о несостоятельности женщин в профессиональных вопросах, сколько о невовлеченности мужчин в вопросы родительства. И именно эту проблему стоит решать в первую очередь, поскольку она касается не только карьеры, но и прежде всего детей. Ведь для гармоничного развития ребенку необходимы оба родителя.
Радикальнее всего поступили в Швеции. Здесь декретный отпуск разделен между обоими родителями. Если отец отказывается в него уходить, то эти дни просто сгорают. Зато тем семьям, где в декрет по очереди уходят оба родителя, даются дополнительные преференции и выплаты.
По похожему пути пошли и в Германии. Здесь отец и мать могут взять декретный отпуск как одновременно – тогда он составит 7 месяцев, так и друг за другом – в таком случае срок возрастет, соответственно будет 14 месяцев. При этом мужчинам также положены декретные выплаты. Сейчас в отпуск по уходу за ребенком уходят почти половина немецких пап. Это вдвое больше, чем было в начале нулевых, до введения этой реформы.
В России юридически отец также может взять декретный отпуск, однако на практике им пользуются единицы. Это связано как с экономической составляющей – той самой разницей в окладе в пользу мужчин, из-за чего садиться папам дома просто не выгодно – на женскую зарплату прокормить семью намного сложнее. Так и с социокультурной составляющей. В умах многих наших соотечественников уход за своим собственным ребенком – это до сих пор что-то недостойное «настоящего мужчины» и прямо или косвенно осуждается обществом.
Именно поэтому социальная политика должна быть направлена на внедрение более здоровых идей. Показывать, что мужчина, готовящий кашу ребенку, меняющий ему подгузники и убирающий последствия детских игр – это не стыдно, а хорошо и правильно. Ведь чем больше включенности в жизнь ребенка, тем более устойчивая эмоциональная связь возникает между ним и родителем.
До какого предела может доходить гендерное равенство?
Часто от противников этой политики можно услышать два возражения. Первое: «Теперь у нас будет дискриминация наоборот – сотрудников будут оценивать не по справедливости, а отдавать преференции женщинам, только чтобы не быть обвиненным в дискриминации».
«Это другая крайность, которой стоит избегать. Я была свидетельницей случаев, когда девочкам в физико-математическом лицее ставили хорошие оценки, что называется, «за красивые глаза». Ты хоть что-то в этом понимаешь? Да еще и сама что-то выучила? Держи пятерку! Это нечестно и неправильно. Оценивать нужно, прежде всего, работу, а не пол. Именно в этом смысл равноправия», – говорит Пистина.
Второе популярное утверждение: «Раз женщины хотят равноправия – пусть идут работать в шахту». Во-первых, начнем с того, что в шахте женщинам до сих пор запрещено работать законодательно. В России все ещё действует список профессий, где женский труд запрещен. И это тоже одна из форм дискриминации, с которой борются феминистки.
Такие запреты объясняются заботой о репродуктивном здоровье. То есть, снова исподволь пропагандируется идея, что для женщины главное – родить. При этом планы девушек, которые не хотят иметь детей и считают себя в достаточно хорошей физической форме для тяжелой работы, никто в расчет не берет.
Во-вторых, продолжая тему запрещенных профессий, специалисты указывают на то, что необходимо идти не по пути ограничений, а по пути облегчений условий труда, что будет полезно как для женщин, так и для мужчин. И в современном мире с высоким уровнем автоматизации процессов этот вариант все более доступен.
К сожалению, в России всё ещё сильна проблема гендерного неравенства. И сейчас за ее решение борются только отдельные активисты и общественные организации, а на государственном уровне наблюдаются тенденция к ее усилению, резюмировала эксперт.