Фильм рассказывает о событиях июля 2016 года, когда Федор Конюхов осуществил 11-дневный полет вокруг Земли на воздушном шаре высотой с двадцатиэтажный дом.
5 октября на экраны страны вышла отечественная драма «Повелитель ветра», рассказывающая о кругосветном путешествии Федора Конюхова, которое знаменитый путешественник совершил на воздушном шаре, без единого промежуточного приземления, тем самым установив мировой рекорд.
Два Федора
Режиссером картины выступил Игорь Волошин. Федора Конюхова сыграл его тезка Федор Бондарчук. Роль жены путешественника Ирины исполнила Анна Михалкова. Сына и помощника Федора Конюхова – Оскара сыграл Евгений Ткачук.
Фильм рассказывает о событиях июля 2016 года, когда Федор Конюхов осуществил 11-дневный полет вокруг Земли на воздушном шаре высотой с двадцатиэтажный дом.
Картину «Повелитель ветра» можно считать фильмом-биографией знаменитого путешественника, так как из нее зритель узнает не только о мировом рекорде Конюхова, совершенном на воздушном шаре, но и о детстве и юности будущего «покорителя ветра». Примечателен тот факт, что в отличие от многих фильмов-биографий «Покоритель ветра» снят при жизни прототипа главного персонажа.
Кстати, сам знаменитый путешественник о будущей картине высказался довольно сдержанно. «Это творчество Федора Бондарчука. Я не люблю вмешиваться, сценарий ленты не читал», - сообщил Федор Конюхов журналистам незадолго до выхода картины на большие экраны. Интересно, будет ли путешественник ее смотреть?
При этом создатели «Покорителя ветра» предупредили зрителей о том, что в основе фильма лежит реальная история, однако некоторые ее детали и персонажи – вымышленные. Впрочем, снимая историю, основанную на имевших место событиях, так или иначе, любой киношной команде приходится что-то допридумывать и досочинять.
Таковы, как говорится, законы жанра. Иначе история местами могла бы показаться скучной. Хотя в данном случае жизнь Федора Конюхова скучной уж точно не назовешь.
Что известно о знаменитом путешественнике
Федор Конюхов — 71-летний советский и российский путешественник, писатель, художник и священник. В одиночку он совершил пять кругосветных плаваний, 17 раз пересек Атлантику, причем один раз на весельной лодке. Конюхов - первый россиянин, побывавший на всех Семи вершинах, в одиночку на Южном и Северном полюсах, обладатель национальной премии «Хрустальный компас» и мировых рекордов Гиннесса.
Знаменитый путешественник Конюхов - первый в мире человек, который достиг пяти полюсов Земли: Северный географический (три раза), Южный географический, Полюс относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эверест (полюс высоты), мыс Горн (полюс яхтсменов). Конюхов первым в России достиг Северного и Южного полюса на лыжах, первым совершил одиночное кругосветное плавание, первым выполнил программу «Семь вершин», первым совершил кругосветный полет на воздушном шаре.
Первую свою экспедицию Конюхов осуществил в 15 лет: он пересек Азовское море на весельной лодке. К 2016 году Федор Конюхов совершил более 50 уникальных экспедиций и восхождений, выражая свое видение мира в картинах и книгах.
В фильме «Повелитель ветра» основная сюжетная линия посвящена событиям июля 2016 года, когда Федор Конюхов, после годичной подготовки и при поддержке команды, начал свой одиночный кругосветный полет на воздушном шаре «МОРТОН», изготовленном компанией Cameron Balloons (Бристоль).
Старт проходил на аэродроме австралийского городка Нортхэм по тому же маршруту, что и рекордный полет его предшественника Стива Фоссетта в 2002 году. 23 июля 2016 года Федор Конюхов благополучно приземлился на западе Австралии. Таким образом, Конюхов установил новый мировой рекорд кругосветного полета — 11 дней 4 часа и 20 минут или 268 часов и 20 минут.
Впоследствии путешественник совершил переход на лодке через Южный Тихий океан. Несмотря на почтенный возраст, Конюхов и сегодня продолжает планировать новые экспедиции.
Что движет экранным Федором
Прежде всего, стоит отметить, что перед создателями фильмов о покорении условных «Эверестов» всегда стоит довольно непростая задача. Чтобы зритель неистово сопереживал главному герою (или главным героям), ему (зрителю) нужно понять, зачем все эти люди, рискую жизнью, в нечеловеческих условиях поднимаются горы, пересекают океаны и материки.
Для обычного человека гораздо проще сопереживать герою, который, например, спасает свою семью, потому что зритель мысленно ставит себя на место такого персонажа. Проще говоря, зрителю должны быть понятны мотивы и цели главного героя.
Однако далеко не каждый зритель был бы готов рисковать собственной жизнью ради того, чтобы забраться на вершину или пересечь океан. В связи с этим, зритель может задаться вопросом: «А для чего все это вообще нужно? Зачем рисковать жизнью ради рекорда?». Ведь персонаж не спасает свою жизнь или чьи-то жизни, а, напротив, подвергает свою жизнь риску, в то время как подобного риска в принципе можно было бы избежать.
В фильмах о покорении природы ради реализации собственных амбиций (рекордов) зрителю нужно четко объяснить, что движет главным героем. Создатели «Повелители ветра», разумеется, взялись за эту непростую задачу. Мотивация Федора Конюхова с точки зрения авторов фильма выглядит примерно следующим образом.
В детстве Федор попал в смерч и увидел в нем что-то таинственное, что навсегда изменило его жизнь. С тех пор Федор потерял покой и стремился столкнуться со стихией лицом к лицу. Отец даже отправил мальчика в монастырь, чтобы его там «усмирили». Но и там Федор не смог позабыть о «жажде странствий». К тому же духовных наставник Федора не был так уж категоричен, поддержав юношу в его стремлении к покорению вершин, небес и морей. В итоге, однажды перед Федором открывается главный смысл его существования. «Не совершить того, что можешь, уже грех», - говорит путешественник после встречи со стихией.
Мотивация Конюхова, как объяснили ее киношники, такова: делай, что должно, и будь, что будет. Или: если чувствуешь в себе силы, то действуй. Федор Конюхов чувствует в себе силы и покоряет новые уголки Земли, а то и вовсе огибает планету на воздушном шаре. Но достаточно ли экранному Конюхову такой мотивации, чтобы зритель проникся его историей?
И да, и нет. С одной стороны достижения Конюхова, безусловно, способны впечатлить каждого. Но одно дело, когда персонаж, рискуя жизнью, грабит банк чтобы найти деньги на операцию для больной дочери. Другое дело, когда персонаж «делает, что должно», потому что не может не делать. Да, наверное, в каждом из нас в какой-то мере живет дух путешественника, но в истории Конюхова слишком многое заточено под его внутреннюю потребность в преодолении себя.
Конюхов в воплощении Федора Бондарчука преодолевает собственные страхи и сомнения, но от результата его действий зависит только его собственная жизнь. Он никого в привычном для зрителя смысле не спасает. Он добровольно вписывает себя в историю. Однако для того, чтобы по-настоящему сочувствовать замерзающему на почти космической высоте Конюхову, этого все-таки оказывается мало…
Общие впечатления
Возможно, все дело в том, что Федор Бондарчук не очень вписался в образ Конюхова. Когда персонаж Федора Бондарчука обещает жене Ирине (Анна Михалкова), что вернется, это почему-то звучит как-то совсем неубедительно. Да и Анна Михалкова отыгрывает уж очень лениво: в некоторых моментах может показаться, что она просто наговаривает выученный текст, что для актрисы с ее опытом, конечно, недопустимо.
Наблюдая за игрой Федора Бондарчука, очень сложно понять, какой он – этот самый герой Конюхов. Пожалуй, именно это и является главной проблемой картины «Повелитель ветра». Фильм не раскрывает образ путешественника, не вынуждает нас с придыханием сердца следовать за Конюховым шаг за шагом, приближаясь вместе с ним к заветной цели. При этом мы остаемся, к сожалению. только сторонними наблюдателями и «статистами» героических действий путешественника.
В целом, «Повелитель ветра» - это фильм о подвиге бесстрашного человека, нашего современника, и только одним этим он уже заслуживает внимания. Однако создателям картины не удалось, на наш взгляд, полностью раскрыть личность великого путешественника и вовлечь зрителя в его увлекательную историю. Впрочем, это всего лишь наше мнение. Лучше всего, как известно, увидеть все собственными глазами.