Путин приказал обеспечить долгосрочную устойчивость российского ТЭКа. «Откликнулись» рейдеры, уничтожая в ЯНАО стратегически важное оборудование
Путин приказал обеспечить долгосрочную устойчивость российского ТЭКа. «Откликнулись» рейдеры, уничтожая в ЯНАО стратегически важное оборудование.
В апреле этого года президент России Владимир Путин подчеркнул: «Вопросы импортозамещения оборудования для добычи нефти и газа требуют особого внимания». И не просто так. В условиях экономической войны Запад пытается нанести основной удар по технологиям России в нефтегазовом секторе. Расчет на то, чтобы максимально усложнить добычу углеводородов, в идеале – парализовать работу отрасли. Нам потребуется несколько лет, чтобы выйти на приемлемый уровень импортозамещения, а пока каждая единица такого оборудования имеет стратегическую ценность для страны. В апреле этого года глава государства подписал Распоряжение о подготовке к празднованию 50-летия газовой столицы России Нового Уренгоя. А чуть раньше дал поручение руководству Правительства РФ и правоохранительных органов (М.В. Мишустину, И.В. Краснову, А.И. Бастрыкину и т.д.) обеспечить снижение давления на бизнес. То есть во время СВО и действия санкций огромное внимание уделяет он малому и среднему бизнесу, а также нефтегазовой сфере и ЯНАО в частности. 28 июня Президент подписал закон, ужесточающий требования к охране ТЭК.
В этой связи нас привлек вопиющий скандал на Ямале. Согласно данным федеральных СМИ, местное предприятие «Уренгойремстройдобыча» (УРСД) было сознательно обанкрочено, порядка 500 специалистов лишилось работы, а ценнейшее оборудование сегодня продается по цене в десятки (если не сотни) раз ниже рыночной (см. расследование «Президент: оборудованию для нефти и газа и 50-летию газовой столицы – особое внимание»). Уникальное оборудование, которое больше не будет поставляться в нашу страну еще как минимум 10-15 лет, после ухода иностранцев буквально на весь золота. Какие же цели преследуют скупщики? Наши эксперты не исключают – это делается чтобы сломать российский ТЭК, парализовать разведку и добычу углеводородов в стране.
Яркий пример - мобильная буровая Сardwell КВ-500. Этот производитель – пионер в сфере спецоборудования для ТЭКа. Конкретно эта модель уникальна – во первых, специально разработана для Северных широт. Во-вторых, способна бурить вертикальные, наклонно-направленные, горизонтальные скважины, а также используется для капремонта нефтяных и газовых скважин грузоподъемностью 100 тонн. Настоящий «Ferrari» в своей отрасли. Просто так сейчас на рынке ее уже не купишь. В России техника с такими ТТХ появилась лишь недавно и ещё страдает «детскими болезнями». Согласно экспертному заключению, Сardwell на момент продажи находилась в рабочем состоянии. Однако управляющий Сачев провел ее по просто как «подъемник» (причем ее купили по цене примерно в 140 раз ниже рыночной, выяснили журналисты). После продажи Сardwell уехал с территории УРСД, рассказали наши источники, затем машину разобрали, и дальше она пропала.
Уникальное оборудование с ЯНАО, которого в России остались единицы, в эти дни очень быстро приобретает новых собственников. Куда они их увозят и разбирают – никто сказать не может.
Банкротить такие предприятия в условиях санкций – само по себе выглядит как саботаж и диверсия. Но должностные лица ЯНАО в ситуацию не сильно вмешиваются. Им, видимо, плевать на слова президента Путина о том, сегодня «главная, общая задача – обеспечить долгосрочную устойчивость российского ТЭКа (…) включая работу организаций малого и среднего бизнеса, которые оказывают отрасли сервисные услуги, обеспечивают технологический процесс».
УРСД спокойно обанкротили и пилят. Причем сегодня многие местные жители уверены, что оборудование скупается на западные деньги, чтобы потом его уничтожить, и чтобы Россия не смогла им воспользоваться. Сотни семей остались без средств к существованию, многие из них думают, что скупку организовали структуры ВСУ.
- Мы пока не достигли импортозамещения по этому оборудованию, каждое из них на счету. Все оборудование уничтожать не нужно – достаточно разрушить ключевые, самые дефицитные машины, и страна окажется в тяжелом положении, - говорит бывший сотрудник предприятия, пожелавший остаться неназванным. - Поэтому мы и хотим предупредить руководство страны – посмотрите, что там делается. Но такое ощущение, что местные власти и силовики полностью покрывают эту группу. Какие там деньги крутятся, даже страшно представить!
И действительно, вопросы к местным чиновникам и силовикам имеются. Вопросы серьезные. УМВД Нового Уренгоя и прокуратура города от борьбы за права работников предприятия самоустранились, пишут СМИ, а прокуратуру округа к делу «не пускает» судья.
Кредиторы УРСД потребовали признать действия управляющего незаконными. Судья Арбитражного суда ЯНАО Джанибекова отказала. Например, по её мнению, управляющий поступил правильно, заказав определение стоимости эксперту, а не оценщику. Он сэкономил, поскольку услуги эксперта стоят меньше, чем расходы «на оплату услуг оценщика…». Хотя де-факто это далеко не всегда так.
Но главное - в отличие от заключения эксперта, оценку необходимо опубликовать, поясняют юристы. Если бы документ о стоимости имущества с ценами, за которые оно предлагалось к продаже, опубликовали, коллектив сразу бы возмутился и не допустил торгов.
Прокуратура ЯНАО решила включиться в дело третьим лицом, считая, что «в результате бездействия конкурсного управляющего имеется риск неисполнения обязательств по выплате заработной платы». Судья Арбитражного суда ЯНАО Джанибекова снова отказала, поскольку «лицо, чтобы быть привлеченным в процесс, должно иметь явно выраженный материальный интерес». Что за круг лиц, имеющих «явно выраженный материальный интерес», куда прокурору входа нет, задают вопрос расследователи. Ответ понятен – ООО «Дэксо», фирма, зарегистрированная 7 февраля 2020 года в Санкт-Петербурге. 13 апреля 2020 УРСД оказывается должно «Дэксо», зарегистрированной всего три месяца назад, несколько сотен миллионов рублей. Впоследствии выяснилось, что долги УРСД перед «Дэксо» образовались из-за фиктивной сделки, отмененной Арбитражным судом Санкт-Петербурга 27 апреля 2022 года, напомнили журналисты. Однако к тому времени компания успевает обанкротить предприятие, фактически совершив рейдерский захват. Представители рейдеров составили комитет кредиторов, одобрили порядок продажи имущества и начали «дербанить» предприятие.
Представители трудового коллектива подали заявление в правоохранительные органы о фактах коррупции и мошенничества в отношении конкурсного управляющего, но какова будет реакция местных «чинов» - пока что большой вопрос. Первичная проверка подтвердила – сговор налицо. Но управляющий им по телефону пообещал прислать письменные пояснения - позже. И правоохранителям такого ответа хватило. Это как вообще?
Сейчас материалы по управляющему взяли в разработку Генпрокуратура РФ, центральные аппараты правоохранительных органов. Готовится обращение и в Квалификационную коллегию судей и лично председателю В.М. Лебедеву – им предстоит дать оценку ситуации по своей линии.
Как нам стало известно, к делу проявили интерес несколько федеральных государственных СМИ и телеканалов. 20 декабря будет очередной суд, на который аккредитовались правительственная «Российская газета», «Человек и закон» и ряд других федеральных СМИ. Все они заявили о своем интересе к делу и желании осветить громкий процесс, в соответствии с поручением президента. Так что «укрыть» вредительство от руководства страны на местном уровне уже точно не получится.
Мы считаем, к делу нужно активнее подключать все заинтересованные федеральные органы. Чтобы через год-два не оказалось, что столь необходимое стране оборудование оказалось скуплено по «серым схемам» и теперь не может быть использовано на благо страны. Как говорят опрошенные юристы, в условиях санкций это можно квалифицировать как преступление против безопасности государства, поэтому мы обязаны предупредить, сообщить об этом на самом высоком уровне. А задача правоохранительных органов – оперативно реагировать и самым жестким образом наказывать тех, кто участвует в подобных схемах.
Самое интересное: