«Когда смотришь такие фильмы, — ощущение, что находишься на месте событий. А Пригожин всегда там. Для него это никакое не откровение».
Военное кино сегодня интересует огромную аудиторию, но современных историй, в которых удаётся совместить реализм, динамику и экшен, выходит совсем немного. Фильмы, которые можно отнести к лучшим представителям жанра, покажут в мае на Международном фестивале военного кино имени Юрия Озерова в Туле. Хотя конкурс ещё не стартовал, президент биеннале Олег Урюмцев уже оценил некоторые ленты.
Президент Международного фестиваля военного кино имени Юрия Озерова Олег Урюмцев в своём деле разбирается досконально. Он работал с легендарным автором «Освобождения», и многому научился у знаменитого режиссёра. Сам Озеров Урюмцеву никаких поблажек не делал.
- Помню один эпизод, в котором мой герой дерется с матросами. Но текст был настолько сложным, что я никак не мог его выучить. Спрашиваю: можно ли его чуть-чуть переделать? Нет, отвечает Юрий Николаевич. Вот когда станешь народным, тогда и будешь, - вспоминает президент фестиваля. Не собирается и он потакать создателям картин, которые представят свои работы в Туле. И некоторые проекты поражают даже его, опытного профессионала, который бок о бок трудился с признанными мастерами.
- «Лучшие в аду» — это совершенно новый жанр, который создала команда Евгения Пригожина. Он как Озеров! Настолько точен каждый представленный им факт, - отметил Олег Урюмцев, и сразу же ответил тем критикам, которые называют ленту фантасмагорией. - Просто наше население все время сидит в гаджетах и слаще жареной морковки ничего не знает. А если поставить его на передовой, и где-нибудь в двухстах метрах вдруг разорвется снаряд, — вот тогда они поймут, что это такое. Это люди, вылупившиеся из яйца. Которые ничего не видели и не слышали, даже если им уже по 30 и по 40 лет. Мы воспитали поколение бизнесменов, которое кроме денег ничего не интересует! Только сегодня разговаривал на эту тему с Андреем Клинцевичем. Он говорит, что, когда смотришь такие фильмы, — ощущение, что находишься на месте событий. А Пригожин всегда там. Для него это никакое не откровение.
«Лучшие в аду» компании Aurum Production вышли минувшей осенью в самый разгар спецоперации. Это история о том, как два боевых подразделения сражаются за стратегическую высоту. Когда взять её нахрапом не получается, мужчины с белыми повязками подтягивают тяжёлую артиллерию. Вот только у их противников в жёлтом тоже есть чем ответить на миномётные обстрелы и танковый прорыв. Все два часа экранного времени воины бьются изо всех сил, не жалея ни врага, ни технику, ни себя. Главным отличием ленты стало даже не то, что она оказалась первой художественной историей про СВО, а то, что делали её на Донбассе на только что освобождённой территории. Поэтому в кадре хватало и реальных последствий боевых действий, а боеприпасы, постоянно встречающиеся на съёмочной площадке, только добавляли происходящему на экране адреналина.
- Мы ведь ехали на передовую, - рассказывал актёр Георгий Маришин, сыгравший в «Лучших в аду» пулемётчика Ранга. - По сути мы снимали под бомбёжками, жили под бомбёжками, под ногами валялись мины. Так что на тот момент опасность была даже не для здоровья, а для жизни. Прямая опасность. В фильме снимались максимально подготовленные люди, настоящие профессионалы, и речь не только об актерах и каскадерах с хорошей базой, умеющих двигаться и работать с оружием. Нас натаскивали опытные и грамотные инструкторы, прошедшие боевые действия. Почти две недели до старта проекта мы готовились. Но, и после того, как прозвучала команда «Мотор!» тренировки не прекращались. Пока одни ребята работали в кадре, другие продолжали постигать азы воинского дела.
Сделать картину максимально реалистичной помогли в первую очередь люди, сами прошедшие горячие точки. Сценарий картины написал штурмовик Алексей Нагин, который столько раз участвовал в подобных противостояниях, что смог внятно даже для гражданских изложить свой боевой опыт на бумаге.
- В фильме «Лучшие в аду» скрупулёзно описан один из боёв, которым руководил Алексей Нагин – выдающийся командир, тактик и стратег, который не стеснялся с автоматом в руках сходить в бой, чтобы, как и прежде, побыть на месте командира штурмовых групп, - отметил его роль и создатель картины Евгений Пригожин. - Он погиб 20 сентября и посмертно удостоен звания Героя Российской Федерации. Если бы каждый командир, каждый руководитель периодически залезал в окоп, брал в руки автомат или просто почаще общался с народом, то Россия была бы по-настоящему великой.
- Международный фестиваль военного кино имени Юрия Озерова пройдёт в Туле с 15 по 20 мая. «Лучшие в аду» вошли в конкурсную программу биеннале, вместе с «Бурей» Милоша Радуновича, «Кровной клятвой» Сунь Еминя, «Золотой бронзой» Игоря Копылова, «Нахимовцами» Олега Штрома, «Нюрнбергом» Николая Озерова, «Плакать нельзя» Натальи Назаровой, «Портным из Бруклина» Евгения Серова, «321-й Сибирской. Братья» Солбона Лыгдэнова и «Сокровищами партизанского леса» Юрия Ильина.
Самое интересное: