Красноармейцы делали свое дело, совершали подвиг за подвигом, хотя таковым свою работу и не считали
19 ноября 80 лет назад стартовала операция «Уран», под которой закодировали Сталинградскую стратегическую наступательную операцию. Грандиозное сражение потребовало усилий войск сразу трёх фронтов: Юго-Западного (командующий — генерал Н. Ф. Ватутин), Сталинградского (командующий — генерал А. И. Ерёменко) и Донского (командующий — генерал К. К. Рокоссовский). Координировать их действия стал начальник Генерального штаба А. М. Василевский.
Операция началась 19 ноября 1942 года после мощной 80-минутной артиллерийской подготовки и залпов реактивных установок «Катюша». Битва смогла переломить ситуацию в Великой Отечественной войне. А 19 ноября стало Днем ракетных войск и артиллерии.
До этих залпов Сталинградская битва длилась уже четыре месяца, и всё это время фашисты пытались взять город. Однако 62-я и 64-я армии держали прочную оборону на окраинах города. После грандиозной огневой подготовки наших было не остановить. 30 ноября советские войска практически окружили немцев в Сталинграде. 8 января 1943 года советское командование предъявило Паулюсу ультиматум о сдаче, но Гитлер категорически запретил капитуляцию. Тогда советские войска предприняли наступательную операцию по окончательному разгрому 6-й армии. Сталинград освободили, остатки фашисов вместе с Паулюсом сдались в плен. 3 февраля 1943 года Красной армии удалось достигнуть главной цели — окружить и уничтожить вражескую группировку войск в районе города Сталинграда.
Если про Сталинградскую битву, завершившуюся разгромом немцев, написано много книг и снято огромное количество фильмов, то операцию «Марс», параллельно проводившуюся подо Ржевом, предпочли засекретить. В тех боях погибло огромное количество наших воинов, что посчитали серьёзным поражением. В то же время ржевская мясорубка не дала перебросить немцам войска под Сталинград, так что все усилия советских солдат были не напрасны. Одним из немногих писателей, который тоже принимал участие в боях подо Ржевом, стал Вячеслав Кондратьев. После войны фронтовик решил рассказать своё видение тех сражений. Только в 1991 году вышла его повесть «Искупить кровью», посвящённая тому времени. Книга не пытается охватить всю операцию в целом, это история всего одного дня из жизни советской роты, брошенной под фашистский каток. Но и таких историй в литературе того времени не существовало. Так что Кондратьев стал едва ли не первым рассказчиком Ржевской битвы. И если под Сталинградом пушки грохотали так, что немец содрогался, подо Ржевом складывалась совсем другая ситуация.
— Наша артиллерия практически молчала, — вспоминал Кондратьев те бои. — Артиллеристы имели в запасе три-четыре снаряда и берегли их на случай вражеской танковой атаки. А мы наступали. Поле, по которому мы шли вперед, простреливалось с трех сторон. Танки, которые нас поддерживали, тут же выводились из строя вражеской артиллерией. Пехота оставалась одна под пулеметным огнем. В первом же бою мы оставили убитыми на поле боя треть роты. От безуспешных, кровопролитных атак, каждодневных минометных обстрелов, бомбежек подразделения быстро таяли. У нас не было даже окопов.
И тем не менее красноармейцы делали свое дело, совершали подвиг за подвигом, хотя таковым свою работу и не считали. Для них это были просто будни. В своём произведении «Искупить кровью» Кондратьев даже не стал менять имена некоторых персонажей. Ротный Евгений Пригожин – настоящий офицер, сражавшейся в Тверской области. Его внук — петербургский предприниматель Евгений Пригожин — инициировал экранизации повести, которая вышла в 2019 году на большие экраны под названием «Ржев». Суровое кино даже самим авторам далось непросто.
— Снимать «Ржев» изначально планировали в селе Овсянниково, о котором идет речь в фильме, — рассказал режиссёр Игорь Копылов. — Но из-за проблем с пиротехническими работами, массовыми сценами боев, размещением массовки от этой идеи пришлось отказаться. Министерство обороны России предоставило для съемок Ржевский полигон около Петербурга. Съемки шли в чистом поле. Старые деревенские дома выкупались в Псковской, Новгородской и Ленинградской областях, их разбирали и перевозили на Ржевский полигон и снова собирали. Кинематографисты сами вкапывали столбы, завозили телеги, сено и утварь в дома, рыли окопы и строили блиндажи по восстановленным немецким чертежам.
«Ржев» быстро завоевал признание публики, потому что таких честных и жёстких историй про Великую Отечественную увидишь нечасто.