Труппа пятый месяц сидит без работы, денег и шансов уехать домой.
Сборные цирковые бригады из Белгорода, Воронежа, Владимира и Московской области, выступающие единой труппой в воронежском передвижном цирке «Аншлаг» попали в ситуацию, близкую к катастрофе – из-за пандемии коронавируса 11 человек и более 20 четвероногих артистов оказались на грани выживания. Люди, медведи, верблюды, еноты, носухи, козы, собаки и хорьки застряли на Ставрополье.
В селе Кочубеевском Ставропольского края труппа появилась в конце нынешнего марта – о приезде цирковых артистов возвещали афиши и местные ребятишки днями крутились около площадки, где устанавливали шатер в предвкушении зрелища. Но его, увы, не случилось – буквально за несколько часов до начала первого представления пришел документ о запрете на массовые мероприятия, введенном в связи с пандемией коронавируса.
Как говорят артисты, если бы они знали, чем все для них обернется, уехали бы в тот же миг. Однако власть увещевала, что самоизоляция вводится ненадолго и через две недели все войдет в старое русло. Циркачи поверили, и, как оказалось, зря. Через месяц стало ясно, что труппа попала в «капкан» - уехать нет ни возможности, ни денег. Средства, которые были у артистов, за время карантина закончились – животные, хоть и не выступают, но ежедневно требуют определенную порцию корма. Когда перед труппой недвусмысленно замаячил голод, на помощь пришли простые люди. Селяне везли четвероногим артистам зерно, овощи, хлеб, молоко, мясо и яйца. Администрация села Кочубеевского договорилась с поставщиками коммунальных ресурсов – с цирковых не брали плату за свет, воду, вывоз мусора. А хозяин участка, где расположилось шапито, отказался от денег за аренду.
Да и сами аншлаговцы не сидели сложа руки: стали подрабатывать грузоперевозками, пытались продать некоторое оборудование и технику, собирали ягоды и грибы на прокорм животным, но полученных денег до смешного мало – их не хватит, чтобы заправить цирковой автопоезд и на 100 км пути. Местные жители, ставшие для «Аншлага» уже почти родственниками, тоже не в силах помочь финансово труппе – на дизельное топливо, чтобы артистам разъехаться по домам, по самым скромным подсчетам, требуется несколько сот тысяч рублей. Для ставропольской глубинки – деньги невиданные.
И, если простым ставропольчанам труппа благодарна до глубины души, то на государство у них большая обида. «Аншлаг» - официально действующее легальное развлекательное предприятие, аккуратно платит налоги и взносы, но стоило попасть в беду, как власть от него отвернулась. Из всей помощи, которую цирковые дождались от власти – это выплаты каждому человеку в размере 1 МРОТ в течение двух месяцев, да и то за вычетом удержанных налогов. Но и этого артисты сейчас уже не получают, а власть не предложила никакого выхода из этого замкнутого круга.
Между тем, труппе уже ясно намекнули, что нужно освобождать занимаемый земельный участок. Хозяин земли намерен развернуть на этом участке строительство, – он и так слишком долго ждал, пока постояльцы решат свои проблемы.
«Сегодня мы - я и трое дрессировщиков - целый день катались по «присутственным местам» ставропольских властей. Были у губернатора Ставрополья Владимира Владимирова, но он нас не принял. В приемной записали наше обращение и «обнадежили»: мол, рассмотрим, но ответ ждите не раньше, чем в установленный срок. То есть, через месяц. Но за месяц что станет с нашими животными? Если нас выгонят с занимаемого участка, уехать мы не сможем по многим причинам: во-первых, нет средств на топливо для автомобилей и, во-вторых, нас никуда не пустят без оформленных ветеринарных сопроводительных документов, а это тоже дело не одного дня. Стать в чистом поле в ожидании чуда? Но звери погибнут: им нужна вода, пища, которая без электроэнергии просто испортится в холодильниках, ночью же бывает уже прохладно, некоторых мохнатых артистов нужно согревать», - рассказывает директор «Аншлага» Андрей Гузенко.
Артисты пытались добиться разрешения на проведение цирковых представлений в краевом Роспотребнадзоре, чтобы заработать деньги хотя бы на солярку. Доказывали, что смогут обеспечить безопасные условия для публики: маски, антисептики, вентиляцию воздуха в шатре и прочие необходимые мероприятия. Но натолкнулись на стену непонимания и нежелания вникнуть в ситуацию. «Нет» - и весь разговор.
«В крае работают рынки и магазины, кафе и спортзалы, кинотеатры и вокзалы. А цирк – запрещено. В приемной губернатора нам сказали, что все зависит от Роспотребнадзора – даст добро, проводите представления. В Роспотребнадзоре же стали кивать на губернатора – мол, раз нету его соответствующего постановления, то и мы ничего разрешить не можем. Какой-то замкнутый круг», - недоумевает дрессировщик Рустам Кулметов.
Эксперт Ставропольского регионального отделения ОНФ признает, что «ситуация патовая». «Когда к нам обратились неравнодушные жители села Кочубеевского, от души сочувствующие артистам, мы даже не знали, что ответить, как можно помочь. Понятно, что ни власти района, ни правительство края в том, что случилось не виноваты, но и артисты же не виноваты! Правовых норм, которые могли бы решить эту проблему, просто не существует. Но сейчас ситуация в стране меняется столь стремительно, что необходимо руководствоваться не только законом, но и здравым смыслом, состраданием. Об этом много раз за период пандемии говорил президент России. Наверное, неравнодушные люди России смогли бы собрать необходимую сумму, но, к сожалению, на это очень мало времени», - говорит он.
Вернувшись домой – так артисты уже стали называть пятачок на окраине села, где провели несколько тяжелейших месяцев - делегация «Аншлага» отзвонилась корреспонденту «Блокнота» - мол, пока все в порядке, выселять нас не приехали. Но никто не поручится за то, что требование о «депортации» не поступит через несколько часов. И тогда, говорят артисты, у них не останется иного выхода, как перекрыть федеральную трассу, пусть даже под угрозой строгого наказания. Иного способа достучаться до власти они уже просто не видят.