Новое приложение заставило заговорить о создании «цифрового концлагеря»
Судя по всему, россияне оказались «под колпаком» у государства. Минцифры выпустило приложение «Госуслуги.COVID трекер». Оно стало доступно в магазинах App Store и Google Play. Оно позволяет отслеживать контакты с зараженными коронавирусной инфекцией.
Так, если кто-то из пользователей заболел, он имеет возможность сообщить об этом анонимно с помощью приложения. Люди, которые с ним контактировали, автоматически получат push-уведомление с датой контакта. При этом данные заболевшего раскрываться не будут.
«Ваше устройство хранит свой список ключей локально, не передавая его наружу. Если кто-то из пользователей заболел и у него положительный тест на COVID-19, он сообщает об этом анонимно через приложение, предоставляя только доступ к своим случайным ключам за последние две недели»,— говорится в описании приложения.
Ранее глава Минцифры Максут Шадаев указал, что при использовании приложения не требуется регистрации — достаточно его установить и активировать. «При этом установка приложения, как и информирование о факте заболевания,— дело добровольное, но чем больше пользователей его установит, тем шире будет охват», - заверил чиновник.
Приложение разработано Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ при участии Министерства здравоохранения РФ. Разработчиком числится Минцифры РФ - этот же разработчик указан для официального приложения портала госуслуг и приложения для оформления цифровых пропусков «Госуслуги СТОП Коронавирус».
Ранее Минцифры заявило, что разрабатывает новое приложение, которое поможет пользователям в России добровольно сообщить о том, что они заболели коронавирусом.
Опрошенные «Блокнотом» эксперты утверждают, что ноу-хау вряд ли будет положительно встречено россиянами.
Ведущий аналитик Института региональной экспертизы Марат Хамидуллин заявил «Блокноту», что говорить про принудительную цифровизацию пока рано.
«Да, запустили приложение для отслеживания контактов c зараженными коронавирусом. Но, во-первых, сделано это, чтобы предупредить людей о возможной опасности, а во-вторых, приложение анонимное и добровольное для установки. Другое дело, какие дальнейшие шаги власть предпримет после работы приложения некоторое время. Возможно, разработчики рассматривают его как пилотом для последующей реализации в других проектах. В любом случае можно допустить, что в скором времени государство может применять технологии не только для защиты граждан, но и для защиты себя», - заключил Хамидуллин.
Политолог Александр Семенов пояснил «Блокноту», что не очень понятен смысл приложения, которое пользователь сам устанавливает, сам отправляет сообщение о том, что он инфицирован.
«Сразу возникает подозрение, что сами люди такое приложение скачивать и устанавливать не будут. Значит, очень высока вероятность, что это будет происходить в столь любимом у нас добровольно-принудительном порядке. А это уже похоже на принудительную цифровизацию», - сказал Семенов.
Второй момент, по его словам, это анонимность и сохранность данных: «Практика показывает, что как только где-то собираются и обрабатываются данные, то об анонимности и сохранности можно забыть. Третий момент - психологический. Просто предоставьте себе ситуацию, что в метро в час пик кто-то отправляет такое сообщение. А какой будет реакция окружающих и к чему это может привести, думаю объяснять не нужно», - отметил эксперт. Потому совершенно непонятно, в чем же реальная польза от такого приложения, резюмировал собеседник издания.
Ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков в свою очередь указал на то, что идея этого приложения, как и новости о его запуске, пока не вызвали особых политических дискуссий сами по себе.
«Учитывая, что его установка, по словам главы Минцифры, будет «делом добровольным», вряд ли оно приобретет большое распространение в ближайшее время, так что и в политических дебатах это будет лишь один из проходных поводов для обсуждения более глобального вопроса – какие меры можно считать допустимыми, чтобы стабилизировать эпидемиологическую обстановку. В России более тревожное отношение к угрозам, связанным с распространением коронавирусной инфекции, характерно для либеральной среды. Со стороны либеральных политиков и публицистов чаще звучали призывы к более жестким ограничительным мерам. Скорее всего, многие представители этой аудитории воспримут появление данного приложения нейтрально или одобрительно. Люди консервативных и лево-консервативных, взглядов, напротив, часто считают опасности, связанные с распространением коронавируса, преувеличенными, при этом испытывая недоверие ко многим аспектам цифровизации. Вспомним, что словосочетание «цифровой концлагерь» ряд представителей КПРФ и, например, объединений родителей консервативных взглядов использовали еще до начала пандемии», - указал в разговоре с «Блокнотом» Нейжмаков.
По его словам, здесь можно, при всех различиях, провести аналогии с «водоразделом» в США: акцентирующие внимание на угрозах пандемии либеральные политики из Демпартии и иронизирующие над Байденом «в большой маске» сторонники консерваторов-республиканцев.
«Российская консервативная аудитория почти наверняка воспримет появление этого приложения в штыки, но скорее будет выступать не против него конкретно, а против всех дискуссионных нововведений из «новой реальности» в целом. Вряд ли критика нового приложения в этой аудитории выйдет на первый план – скорее, большую протестную активность в этой среде по-прежнему будут вызывать, например, проблемы перехода на дистанционное обучение в школах», - резюмировал эксперт.
Безопасность - это не просто ценность, которой можно оправдывать сокращение индивидуальных свобод, но это еще и то, ради чего сами граждане вполне добровольно готовы жертвовать своими свободами, указал в беседе с «Блокнотом» политолог Сергей Шмидт.
«Однако очень часто (почти всегда) возникает разрыв между экспертной оценкой уровня угроз для безопасности, которую берет на вооружение власть, и тем, как эти угрозы оценивают сами граждане. Думаю, что сейчас как раз такой вполне типичный случай. Власти оценивают ситуацию с ковидом как близкую к катастрофической. Гражданам же продолжает казаться, что в принципе ничего страшного не происходит. Те, кого лично и чьих близких ковид обошел стороной, в этом просто уверены. Цифровая технологизация борьбы с пандемией является совершенно оправданной, разумной и даже чуточку запоздавшей. По крайней мере, для тех, кто может оценить масштабы пандемии и несет личную ответственность за противостояние ей. А вот отдельными гражданам это все воспринимается как некий «оруэлловский ужас», вмешательство в их частную жизнь, коварство властей, цели которых до конца не ясны. Этот диссонанс или разрыв можно смягчить или сократить просветительской работой с обществом и общественным мнением, но, увы, окончательно убедить общество в необходимости подобных мер не удавалось в таких ситуациях никогда и никому», - резюмировал эксперт.