17 января в Москве президенты РФ Владимир Путин и Ирана - Масуд Пезешкиан скрепили документ своими подписями.
Спустя четыре года дискуссий и обсуждений Путин и Пезешкиан подписали Договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве. Что даст России этот документ по мнению экспертов?
По словам Владимира Путина – это прорывной документ, в котором поставлены амбициозные задачи. Главным направлением сотрудничества станет энергетика. В частности, совместный проект по сооружению силами «Росатома» двух новых блоков АЭС «Бушер» в Иране и проект газопровода из России в Иран. Пока объем поставок небольшой - 2 млрд кубометров в год. Но в перспективе он может вырасти до 55 млрд.
Также наш президент отметил, что доля транзакций в российских рублях и иранских реалах превысила 95% от всех двусторонних торговых операций. Важно в условиях санкций против наших стран.
Пезешкиан тоже сказал про «весомый вклад в укрепление энергетической безопасности Ирана». К тому Пезешкиян рассчитывает, что сотрудничество Ирана и России может сделать чрезмерные требования США и западных стран неэффективными.
«Канал визионера» отмечает, что, действительно, фокус внимания остался на экономических вопросах, вопросы безопасности и политики остались в кулуарах. Ослабление Ирана лишь способствовало заключению этого договора. Персы сняли свои претензии, который помешали заключить договор раньше.
Политолог Сергей Марков тоже считает, что Иран и Россия сближаются, потому что обе страны находятся под ударом Запада и под жёсткими санкциями. . Главная цель договора - создать сотрудничество двух экономик вне санкций. Но интерес России - привязать Иран стратегически более системно. Потому что в России подозревают Иран, что он все время смотрит на Европу и готов убежать к Европе как только Европа снизит санкции.
Политолог Максим Жаров пишет, что президент Ирана Масуд Пезешкиан на переговорах с Путиным в Кремле публично извинился за «задержки» и даже «небольшие ошибки» в двухсторонних отношениях.
«Этот прогиб, конечно, будет засчитан Кремлём, но к реальному углублению российско-иранских отношений именно сейчас вряд ли приведёт»
Канал «Старше Эдды» отмечает, что ключевым различием между договорами России с Ираном и с КНДР является вопрос союзничества:
«Договор, подписанный с Пхеньяном – безоговорочно союзный, он содержит более существенные обязательства сторон о военной поддержке, чем большинство сегодня действующих документов такого рода, включая пресловутый Североатлантический договор. Стороны прямо, без всяких оговорок про консультации и прочее, обязуются оказывать друг другу военную и иную помощь всеми имеющимися средствами. Договор с Ираном другой. Его статья 3 предусматривает обязательство, в случае если одна из сторон подвергнется нападению, не поддерживать агрессора и оказать содействие урегулированию конфликта».
Но историк Сергей Сазонов все-равно считает, что значение договора огромное:
«Без Ирана нам выжить невозможно. Нам нужен коридор Север-Юг, а у Ирана есть выход к Персидскому заливу. Напрашивается прямая дорога через Каспий и Иран».
Действительно, в перспективе Россия, Индия и Иран планируют создать альтернативу Суэцкому каналу и коридор «Север – Юг» может стать главной транспортной артерией Евразии. Это откроет новые маршруты для делового сотрудничества с Индией, Ираном, Пакистаном, странами Ближнего Востока. Время и стоимость грузоперевозок уменьшатся на 30-40 процентов. Каждый год по новому пути будут проходить 20-30 миллионов тонн грузов
Военкор Александр Коц отмечает символичность того, что договор подписан за три дня до инаугурации Трампа, который настроен радикально антиирански:
«Мы как бы показываем твердость позиции, которая не зависит от смены американской администрации. А расхождение в подходах по ключевым вопросам вокруг Ирана неминуемы. Договор исключает возможность заключения каких бы то ни было сделок с Западом, которые будут ущемлять интересы одной и стран. То есть, в теории, Россия может наложить вето на гипотетические новые санкции СБ ООН из-за ядерной программы Тегерана».
Выдержки из «Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран»:
Выдержки из «Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран»:
«В случае если одна из Договаривающихся Сторон подвергнется агрессии, другая Договаривающаяся Сторона не должна оказывать никакой военной или иной помощи агрессору, способствующей продолжению агрессии, и будет содействовать тому, чтобы возникшие разногласия были урегулированы на основе Устава Организации Объединенных Наций и других применимых норм международного права».
«Договаривающиеся Стороны не допускают использования своих территорий в целях поддержки сепаратистских движений и иных действий, угрожающих стабильности и территориальной целостности другой Договаривающейся Стороны, а также враждебных действий в отношении друг друга».
«Консультируются и сотрудничают в сфере противодействия общим военным угрозам и угрозам безопасности двустороннего и регионального характера».
«Противодействуют применению односторонних принудительных мер, в том числе экстерриториального характера, и считают их введение международно-противоправным и недружественным деянием. Договаривающиеся Стороны координируют усилия и поддерживают многосторонние инициативы, нацеленные на исключение практики применения таких мер в международных отношениях».
«Гарантируют неприменение односторонних принудительных мер, направленных прямо или косвенно на одну из Договаривающихся Сторон, физических и юридических лиц такой Договаривающейся Стороны или их собственность».
«Воздерживаются от присоединения к односторонним принудительным мерам или поддержки таких мер любой третьей стороны, если такие меры затрагивают или направлены прямо или косвенно на одну из Договаривающихся Сторон, физических и юридических лиц такой Договаривающейся Стороны или их собственность».
«В случае если в отношении одной из Договаривающихся Сторон вводятся односторонние принудительные меры любой третьей стороной, Договаривающиеся Стороны предпринимают практические усилия для снижения рисков, устранения или минимизации прямого и косвенного воздействия таких мер на взаимные экономические связи, физических и юридических лиц Договаривающихся Сторон или их собственность».
«Развивают взаимодействие в целях создания современной, независимой от третьих стран платежной инфраструктуры, перехода на осуществление двусторонних расчетов в национальных валютах, укрепления прямого межбанковского сотрудничества и распространения национальных финансовых продуктов».
«Оказывают содействие особым/свободным экономическим зонам Российской Федерации и Исламской Республики Иран в осуществлении деятельности, направленной на создание совместных предприятий в областях, представляющих взаимный интерес, уделяют внимание созданию промышленных зон»
«Заявляют о готовности к развитию взаимовыгодного сотрудничества в золотодобывающей, золотоперерабатывающей, алмазно-бриллиантовой и ювелирной отраслях».
«Активно сотрудничают в развитии международных транспортных коридоров, проходящих по территории Российской Федерации и Исламской Республики Иран, в частности международного транспортного коридора «Север-Юг». Такое взаимодействие включает продвижение товаров, происходящих из Договаривающихся Сторон, на рынки третьих стран, а также создание условий для развития бесшовных перевозок по транспортным коридорам как в двустороннем сообщении, так и транзитом по своей территории».
«Содействуют развитию долгосрочных и взаимовыгодных связей в целях реализации совместных проектов в области мирного использования атомной энергии, включая строительство объектов ядерной энергетики».
«Расширяют взаимодействие, обмен мнениями и опытом в сфере исследований и освоения космоса в мирных целях».