В годовщину прихода нацистов к власти подлодка «С-13» под командованием Александра Маринеско потопила немецкое судно «Вильгельм Густлофф».
Также 15 января Всемирный день шаурмы, День рождения Википедии, День головного убора, День образования Следственного комитета РФ, День Главного штаба Военно-морского флота РФ, День фигурного катания и День памяти преподобного Серафима Саровского, а также в этот день в 1582 году между Россией и Речью Посполитой был подписан Ям-Запольский мирный договор, в 1920 году был осуществлен арест Верховного Правителя России адмирала А. В. Колчака, а в 2020 году экипаж Шибалова выиграл 10-й этап ралли «Дакар» в зачете грузовиков.
Подробнее поговорим о родившемся в этот день легендарном подводнике Александре Маринеско. Александр Иванович Маринеско (1913-1963) — советский моряк-подводник, капитан 3-го ранга, во время Великой Отечественной войны командовавший подводными лодками М-96 и С-13 Краснознаменного Балтийского флота ВМФ СССР.
В 1941—1945 годах Маринеско совершил шесть боевых походов, в ходе которых потопил два корабля противника общей вместимостью 40 144 брт и повредил еще один. Маринеско является лидером по суммарному тоннажу уничтоженных кораблей противника среди советских подводников.
Будучи командиром подводной лодки С-13, отважный подводник стал широко известен потоплением 30 января 1945 года плавказармы военно-морского флота нацистской Германии (бывшего лайнера) «Вильгельм Густлофф», в результате которого погибло, по разным оценкам, от 3700 до 9300 человек. В ряде советских и современных российских публикаций уничтожение «Вильгельма Густлоффа» именуется «атакой века», а самого Александра Маринеско в них называют «подводником № 1».
Другим значительным успехом Александра Маринеско является уничтожение 9 февраля 1945 года крупного транспорта (бывшего лайнера) «Штойбен», на котором погибло около 3500 человек военнослужащих.
«Атака века»
30 января 1945 года в годовщину прихода нацистов к власти подлодка «С-13» под командованием Александра Маринеско потопила немецкое судно «Вильгельм Густлофф». На борту корабля находились несколько тысяч немецких солдат и офицеров.
Официальные советские источники сообщили: «Подводная лодка «С-13» под командованием капитана 3 ранга А.И. Маринеско 30 января 1945 г. потопила к северо-западу от Данцигской бухты германский лайнер «Вильгельм Густлофф» водоизмещением в 25 484 тонны, на борту которого находилось более 6 тыс. человек. Подошедшие в район потопления крейсер «Адмирал Хиппер», миноносцы и тральщики не могли уже оказать транспорту никакой помощи. Опасаясь атак советских лодок, они поспешно отошли на запад».
Известно, что это судно было учебной базой немецких подводников, и в момент атаки на нем находилось несколько десятков экипажей для новейших немецких подводных лодок. Кроме бойцов других военных подразделений, на судне также находились высшие чины СС и гестапо, гауляйтеры польских земель, начальники ряда концлагерей. Этот настоящий фашистский «ноев ковчег» и был уничтожен экипажем капитана Маринеско. Впоследствии данное событие по праву стали называть «атакой века».
Ночью 30 января десятипалубный гигант водоизмещением более 25 тыс. тонн отошел от причала порта Данциг и направился в открытое море. Его сопровождал мощный эскорт сторожевых и противолодочных кораблей. Правда, какого-либо особого беспокойства командир эскорта не испытывал: американцы и англичане далеко, а русские подлодки сюда не дойдут из-за густых минных полей. И он, и капитан «Густлоффа» отлично знали, что за годы войны русские не раз топили на Балтике транспорты с углем, железной рудой и вооружением. Однако на этот раз они были уверены, что лайнер находится под надежной защитой, и ему ничто не угрожает.
Не подозревали в тот вечер ни командир эскорта «Густлоффа», ни сам Гитлер, что на дне близ Данцигской бухты уже много часов лежит, затаившись, подводная лодка Краснознаменного Балтийского флота С-13. «Эска» всплыла ровно в 20.30 30 января 1945 года. Капитан 3 ранга Маринеско сквозь снежную пелену на фоне свинцового неба сумел разглядеть в перископ огромное судно в сопровождении кораблей охранения.
Прикрываясь шумами винтов, подлодка Маринеско некоторое время сопровождала корабль, оставаясь при этом незамеченной. А затем, заняв рискованную, но в тактическом отношении выгодную позицию со стороны берега, лодка по команде командира выпустила по цели четыре торпеды. Три из них угодили в борт вражеского судна. В результате атаки ниже ватерлинии образовались громадные пробоины. Смертельно раненный «Густлофф» дал крен на левый борт и через 26 минут пошел на дно вместе с грузом и пассажирами.
Казалось, что теперь экипаж «С-13» обречен, ведь корабли сопровождения и тральщики бросились в погоню, утюжа бухту глубинными бомбами. Однако лодка Маринеско стремительно ушла на глубину и легла на грунт. Удачный исход атаки на «Густлофф» в первую очередь обеспечили опыт и нестандартный, творческий подход командира к выполнению боевой задачи, высочайшая боевая выучка и сплоченность экипажа.
Вскоре газеты нейтральной Швеции и ряда других стран сообщили о гибели теплохода «Вильгельм Густлофф». Гитлер был вне себя: ведь именно он вместе с адмиралом Деницем 5 мая 1937 года присутствовал на торжественном спуске суперлайнера на воду. Эти кинокадры видела вся Германия. К тому же потопление «Густлоффа» произошло 30 января, в годовщину прихода нацистов к власти. Именно в этот день ровно 12 лет назад Гитлер стал канцлером Германии.
Подводник с душой корсара
Так говорят об Александре Маринеско наши современники. Маринеско – самый неоднозначный герой Великой Отечественной войны. Легендарный подводник всю жизнь был заложником своего буйного темперамента и крутого нрава.
Родился Александр Маринеско 15 января 1913 года в Одессе. Отец, Ион Маринеску - по национальности румын, работал в торговом флоте кочегаром и матросом. Детская биография маленького Саши была полна историй про море и корабли.
В начале 20-х годов прошлого века юный Маринеско окончил обязательные шесть классов школы, после чего отец помог ему устроиться на флот помощником матроса. Парень начал ходить в регулярные рейсы по черноморским и азовским маршрутам. Набравшись опыта, с благословения родителей он определился в школу юнг, а потом и в мореходку.
Осенью 1933 года 20-летнего Александра Маринеско по комсомольской путевке отправили на службу в военно-морском флоте. Способного выпускника мореходного техникума направили на высшие курсы командного состава РККФ, после прохождения которых он стал штурманом подводной лодки Щ-306 Балтийского флота.
Маринеско был человеком способным, но одновременно резким, всегда говорящим то, что думает, в независимости от того, чем ему это грозило. В его первой же аттестации от 1935 года говорилось: «Недостаточно дисциплинирован. Свою специальность знает хорошо. Руководить личным составом может под постоянным руководством. Выводы: обратить внимание на повышение дисциплинированности».
В 1936 году на флоте были введены звания, и Маринеско стал лейтенантом. Летом 1938 года ему присвоено звание старший лейтенант, а сам он назначается командиром подводной лодки М-96 «Малютка». Отношения капитана Маринеско с дисциплиной оставались сложными, но ему многое прощали, поскольку под его командованием в 1940 году М-96 стала лучшей на Балтийском флоте. Подлодке Маринеско принадлежал рекорд скорости погружения — 19,5 секунды при нормативе 35 секунд.
В 1945-м году неуемного Маринеско заподозрили в разглашении военных секретов. Дело пахло трибуналом, но за капитана вступилось руководство — ему дали шанс искупить вину в боевом походе. Именно этот поход капитана-«штрафника» стал историческим.
Тем не менее, послевоенная жизнь подводника не сложилась, он был дважды судим, испытывал большие материальные затруднения и рано умер. Однако в 1990 году после общественной кампании Александру Маринеско было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Вспоминает дочь
«Отец был с характером, очень независимый, себя не давал в обиду и своих подчиненных, – вспоминает дочь подводника Леонора Маринеско, – В детстве, помню, был очень строгий. Но и добрый. Однажды я попросила отца нарисовать подводную лодку, которой он командует. Он изобразил море с пенящимися волнами, солнце, готовое закатиться.
– Вот это мы в боевом походе, – разъяснил он, улыбаясь краешком губ.
– А где же лодка? – удивилась я.
– Я тебе сказал, что мы на боевом дежурстве, а лодка для того и подводная, чтобы ее не было видно врагам на поверхности. И вот мы сейчас в глубине идем в поисках вражеских кораблей».