Прежде чем разбирать сюжет картины «Быть», попробуем вспомнить, что же у нас может ассоциироваться с началом девяностых? 1993-й - это уже не СССР, но это еще совсем молодая страна со всеми, как говорится, вытекающими последствиями. На улицах бум уличной торговли. В страну хлынул поток зарубежных товаров. Везде в основном турецкий и китайский ширпотреб.
9 февраля в российский прокат вышла комедийная мелодрама «Быть». Картина рассказывает о выросшем без родителей молодом рэпере Илье, который отчаянно стремится победить в рэп-баттле. Илья готов на все ради успеха, но судьба удивительным образом отправляет его на тридцать лет назад, в 1993 год, где Илья встречает своих молодых родителей и попадает в приключения, характерные для того времени. В распоряжении у Ильи всего три дня, чтобы не только изменить судьбу своей семьи, но и самому разобраться в своих жизненных приоритетах.
Режиссером картины выступил Александр Ковтунец. Главные роли исполнили знакомый широкому зрителю по сериалу «Отель Элеон» Олег Гаас (Илья), Дмитрий Власкин («Физрук», «Кухня. Война за отель», «Чикатило») и Маргарита Аброськина («Толя-робот», «СССР»).
Какие еще фильмы о перемещении во времени мы знаем?
Стоит отметить, что прием, связанный с перемещением персонажа или персонажей во времени, используется в кино довольно давно. Достаточно вспомнить франко-итальянскую комедию с неподражаемым Луи де Фюнесом - «Замороженный» (1969) или, например, знаковый для целого поколения американский «Терминатор» (1984). Одним из первых наиболее успешных голливудских фильмов о преодолении «пространственно-временного континуума» стала культовая картина «Назад в будущее» (1985). На сегодняшний день в мире сняты сотни фильмов, так или иначе связанных с обратным или ускоренно попутным движением во времени.
В отечественном кинематографе данный прием был по-настоящему удачно применен в кинокомедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» (1973). На перемещении во времени завязан сценарий российской комедийной драмы «Мы из будущего» (2008), рассказывающей о четверых молодых, не знавших горя петербуржцах, внезапно оказавшихся в самом пекле Великой Отечественной войны.
Существует и множество менее удачных российских картин, вроде «Пары из будущего» (2021) с Сергеем Буруновым и Марией Ароновой, которые также построены на играх со временем, но, тем не менее, не сумели привлечь к себе заметный зрительский интерес. Значительная часть, как отечественных, так и зарубежных фильмов о путешествиях через «временной портал» являются комедиями.
Что там в 1993-м?
Впрочем, самое время вернуться к фильму «Быть», главный герой которого Илья волею судеб отправляется в не такой уж далекий для многих зрителей 1993-й год. Переместив Илью в девяностые, создатели картины одним выстрелом убивают двух зайцев: с одной стороны создают для героя удобную для комедийного жанра непривычную обстановку, с другой – дают возможность более взрослому зрителю («Быть» - комедия семейная) испытать ностальгические чувства по канувшей в лету приятной атмосфере детства/юности/молодости.
Прежде чем разбирать сюжет картины «Быть», попробуем вспомнить, что же у нас может ассоциироваться с началом девяностых? 1993-й - это уже не СССР, но это еще совсем молодая страна со всеми, как говорится, вытекающими последствиями. На улицах бум уличной торговли. В страну хлынул поток зарубежных товаров. Везде в основном турецкий и китайский ширпотреб.
Из музыкальных ларьков, в которых продаются пленочные аудиокассеты, над рынками и площадями звучат песни Кая Метова («Позишен намбер ту»), Сектора газа («Лирика»), Анжелики Варум («Ля-ля-фа»), и, конечно же, из всех утюгов доносится бессмертная «Плачет девочка в автомате» Евгения Осина.
Телевидение все больше наполняется рекламой. До сих пор многие помнят фразы из рекламных роликов того времени («И Сережа тоже!», «Айс? – Не айс!» и т.д.). Реклама чаще всего кажется нелепой, так как в большей степени ориентирована на западный образ жизни, не совсем близкий большинству россиян.
В отечественном кинематографе «Окно в Париж» невозмутимо соседствует с «Тюремным романсом». В стране растут инвестиционные фонды, финансовые пирамиды, останавливаются заводы, закрываются НИИ, а горожане, возвращаясь к натуральному хозяйству, обзаводятся дачными участками размером в шесть соток. Дачные «сарайчики» растут как грибы после дождя. Многие люди уходят в торговлю или в криминал. Растет интерес к шансону, но одновременно и ко всему западному, в том числе и к заокеанской культуре. Многие помнят видеосалоны, в которых стояли телевизор и «видак», где каждый желающий мог увидеть на маленьком экране лица любимых актеров из весьма посредственных, но таких желанных в то время американских боевиков.
Что же из перечисленного мы увидели в фильме «Быть»? Какие впечатления оставляет после себя эта картина?
О чем фильм «Быть», и как создатели картины справились с девяностыми
Поговорим о главной сюжетной истории и, конечно же, об атмосфере начала девяностых, которую попыталась воссоздать на киноэкране команда, работающая над проектом кинофильма.
Если перемещение главного персонажа в прошлое - это скорее средство, то целью картины «Быть» является поиск ответа на главный вопрос: рожать или не рожать незапланированного ребенка, если он зачат в любви, но при этом существуют некоторые препятствия. Поиском ответа на этот тонкий вопрос заняты, как главный герой картины Илья, который узнал, что его девушка беременна, так и его родители, которые должны принять решение, оставлять ли ребенка (Илью) или следовать советам медиков и сделать аборт. Но обо всем по порядку.
По сюжету Илья, стесняющийся своего отца-уголовника, который отсидел в тюрьме за двойное убийство, попадает в прошлое, где пытается изменить ход событий, который привел к тому, что его мать умерла при родах, а отец на двадцать пять лет попал в тюрьму. При этом сам Илья в экспозиции картины настаивает на том, чтобы его девушка сделала аборт, так как он не готов к тому, чтобы стать отцом.
Оказавшись в «шальных девяностых», Илья моментально получает предложение купить ваучер или снять проститутку. Сразу же начинается бандитская стрельба, которая на протяжении всей картины остается главной приметой девяностых. Упоминание в афише концерта Филиппа Киркорова как бы намекает нам на связь времен: Филипп все так же популярен и лучезарен, как и тридцать лет назад. Помимо Киркорова, так или иначе, в фильме обозначают иные музыкальные приметы времени: вспоминают Глызина, Метова, Ветлицкую и даже ДДТ.
Одна из шуток построена вокруг характерной для того времени уличной торговли, а упомянутый нами ранее видеосалон и вовсе становится основным местом действия для происходящих на экране событий (клянемся, мы начинали писать наш обзор еще до просмотра фильма). Но способна ли эта картина пробудить в зрителе ностальгию по девяностым или, быть может, напротив, вызвать к ним устойчивое отвращение? Последнее наиболее актуально для юных зрителей, на которых, собственно, в большей степени и рассчитан фильм (вряд ли рэпер Илья понятен широкой аудитории более взрослых людей).
Исходя из того, что мы видим на экране: девяностые – это в основном бандитские разборки. Окруженный головорезами главный антигерой является профессором, который получает стволовые клетки из зародышей, и строит на этом свой криминальный бизнес. Эта сюжетная линия кажется особенно нелепой, однако она довольно крепка пришита к общей теме фильма, которая, как мы помним, крутится вокруг: «рожать или не рожать?».
Родители Ильи молоды, красивы и вполне себе счастливы, однако, зная, что впереди их ждет трагедия, Илья решает все исправить и, конечно же, совершает ошибку за ошибкой, что приводит к череде событий, которые ставят под вопрос существование самого Ильи. Ведь, если что-то пойдет не так, Илья может и вовсе не родиться, а, значит, по логике он не сможет существовать и в нашем времени.
Выбранная тема картины кажется важной, а задумка – интересной. Однако сюжет картины слишком запутан, а действия персонажей, порой, не поддаются элементарной логике. Да и сами персонажи, порой, настолько мутные, что мы совершенно не понимаем, чего от них ожидать. По тому, как быстро герои картины переключаются с любви на ненависть, а потом обратно на любовь, фильм «Быть» по праву можно сравнить с классическими индийскими мелодрамами. Герои сначала плачут, потом радуются, потом снова плачут, и вот уже они поют и танцуют. От всего этого возникает ощущение недоверия к искренности их чувств.
К тому же образ главного героя Ильи как будто срисован с Ивана из «Последнего богатыря». По крайней мере, у них уж точно один и тот же типаж. В начале картины Илья так же, как будущий богатырь Иван, готов поступиться моральными принципами и хочет исключительно славы и денег. Оба отправляются в другую реальность. В итоге оба понимают, что главное в жизни – это порядочность и любовь. И даже внешне Олег Гаас, играющий Илью, чем-то напоминает Виктора Хориняка (Ивана из «Последнего богатыря»).
Преодолев сумбурную череду препятствий, персонажи (в том числе и антигерой) отвечают на главный вопрос, который ставит перед ними сюжет фильма: однозначно рожать, любить, воспитывать и дорожить своими детьми и родителями. Иного, кажется, и не могло быть. Однако попытка режиссера пронести эту мысль через все сюжетные перипетии определенно терпит фиаско. Как минимум, с точки зрения требовательного зрителя. В картине слишком много пафоса. Особенно во вставках, где маленький Илья пытается отстоять в душе зрителя свое право на жизнь.
Авторы картины говорят девяностым свое категорическое нет. Их месседж примерно таков: после развала СССР пришли темные времена, в которых были, конечно же, и хорошие люди, например, родители Ильи – Сергей и Катя. Но темные времена прошли, а люди остались. По крайней мере, Илье удается повернуть все именно так.
В целом, картина «Быть» порождает смешанные чувства. С одной стороны – это фильм о действительно важных вещах: о ценности родительско-детских отношений, о выборе «рожать или не рожать» (конечно, рожать!), о пути к настоящему себе. С другой стороны – это довольно несмешная комедия, за которую временами становится немного стыдно. То слишком наиграно, то совсем нелогично, то люди «из девяностых» выглядят настолько анекдотично и неправдоподобно, как будто этот фильм о нас снимали не в России, а где-нибудь во Франции или в США.
Следует констатировать, что если попадание в зрителя и есть, то оно неточное, неуверенное, во многом поверхностное. Впрочем, смотреть или не смотреть – решать вам. Мы лишь поделились с вами нашим восприятием этого кино.