Во время гастролей в Одессе Райкин заметил талантливых актеров М. Жванецкого и Р. Карцева и пригласил их работать в свой театр.
Также 24 октября Праздник любителя бильярда, День подразделений специального назначения ВС РФ (День военного спецназа), День Организации Объединенных Наций, Международный день дипломатов, Всемирный день борьбы с полиомиелитом, Международный день климатических действий и Праздник иконы Божией Матери «Вододательница»а также в этот день в 1897 году в Санкт-Петербурге проведен первый в истории России официально зафиксированный футбольный матч, а в 1990 году на Северном испытательном полигоне «Новая Земля» было проведено последнее ядерное испытание СССР.
Подробнее поговорим о родившемся в этот день известном эстрадном артисте Аркадии Райкине. Аркадий Исаакович Райкин (1911-1987) — советский артист эстрады, театра и кино, театральный режиссер, конферансье, сценарист, писатель-сатирик, народный артист СССР (1968) и лауреат множества престижных премий.
Аркадия Райкина называли русским Чарли Чаплином и чародеем пантомимы. В памяти поклонников Райкин остался неповторимым мастером сценического перевоплощения, а темы его сатирических моноспектаклей остаются актуальными и сегодня.
Детство и юность
Родился Аркадий Райкин 24 октября 1911 года в Риге. Его отец Исаак Давидович Райкин был портовым бракером строительного леса (впоследствии умер при эвакуации из блокадного Ленинграда). Мать Аркадия Лея (Елизавета) Борисовна Райкина была акушеркой.
Родители оформили брак за год до рождения первенца. В семье росли также младшие сестры Белла (1916—2009) и Софья, а также брат Макс (1927—1999). Семья отца происходила из Полоцка Витебской губернии, предки по материнской линии были потомственными рижанами. Дед по материнской линии был провизором, владел аптекой. В Риге расширенная семья Райкиных (включая многочисленных родственников со стороны отца) проживала в доме по Московской улице.
В 5-летнем возрасте Аркадий был увезен родителями из ставшей прифронтовой Риги, но сохранил в памяти атмосферу дома по улице Мельничной. Семья переехала в Рыбинск, к месту новой работы отца. Во время учебы в школе, увлекшись театром, Аркадий занимался в драмкружке. В 1922 году семья переехала в Петроград, где Аркадий перешел в одну из старейших школ Петрограда. В 1929 году молодой человек устроился лаборантом на Охтинский химический завод.
Выход на сцену
В 1935 году Аркадий Райкин окончил Ленинградский техникум сценических искусств (ныне Российский государственный институт сценических искусств), куда подал документы вопреки желанию родителей.
Первоначально юноша поступал на курс к Л. З. Траубергу и Г. М. Козинцеву, однако по результату экзаменов был определен в мастерскую ближайшего помощника Вс. Э. Мейерхольда (в 1910-е годы) В. Н. Соловьева, режиссера и ученого, знатока итальянской комедии дель арте и театра Мольера.
Одновременно с обучением в техникуме Райкин брал частные уроки пантомимы и сценического движения у известного артиста жанра музыкальной эксцентрики, «короля юмора» 1910-х годов, М. Н. Савоярова, встретил у него сочувственное отношение и поддержку.
Специфика савояровского сценического стиля нашла свое воплощение в первых эстрадных номерах артиста, которые были поставлены в танцевально-мимическом жанре, без единого слова. После окончания техникума Райкин работал в Ленинградском ТРАМе, который вскоре был преобразован в Театр имени Ленинского комсомола (ныне театр «Балтийский дом»).
Одновременно с игрой в театре в 1939 году Аркадий Райкин снялся в двух фильмах: «Огненные годы» (0+) и «Доктор Калюжный» (6+). Несмотря на то, что Райкин начинал свою актерскую деятельность как киноартист, в целом карьера в кинематографе сложилась для него не особенно успешно.
Признание пришло к актеру в Москве в ноябре 1939 года. Тогда он стал Лауреатом 1-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады, выступив с танцевально-мимическими музыкальными номерами «Чаплин» и «Мишка».
В том же 1939 году Аркадий Райкин был принят в труппу Ленинградского театра эстрады и миниатюр (ныне Театр эстрады имени А. И. Райкина), где выступал с эстрадными номерами, освоил жанр конферанса. Спустя три года Райкин стал художественным руководителем этого театра.
Во время войны Райкин давал концерты на фронте. Приказом по Черноморскому флоту года руководитель Ленинградского театра эстрады и миниатюр А. И. Райкин был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени (был представлен к ордену Красной Звезды) за культурно-массовое обслуживание и организацию концертов для личного состава Черноморского флота, Туапсинской и Потийской военно-морской базы, ВВС ЧФ. Также артист был награжден медалью «За оборону Кавказа».
Творчество в послевоенные годы
После войны Аркадий Райкин продолжил работу в Театре эстрады и миниатюр, также он снялся в нескольких картинах. Вместе с писателем-сатириком В. С. Поляковым Райкин создал свои первые театральные программы «На чашку чая», «Не проходите мимо», «Откровенно говоря». Его выступления на радио и телевидении, аудиозаписи миниатюр пользовались огромной популярностью у публики.
Особенно известны его театральные номера, в которых актер быстро меняет облик. Создав целое созвездие совершенно разных, но неизменно блестящих образов, Райкин стал непревзойденным мастером сценического перевоплощения.
С 1957 года артист выступал за рубежом: в Польше, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Румынии, ГДР, на международном фестивале пантомимы в Западном Берлине (1962). В 1964 году вместе с театром Аркадий Райкин был на гастролях в Англии, которые прошли с большим успехом.
Во время гастролей в Одессе Райкин заметил талантливых актеров молодежного театра «Парнас-2» и в 1962 году пригласил работать в свой театр одесситов М. М. Жванецкого, Р. А. Карцева, В. Л. Ильченко и Л. Гвоздикову. Вместе они создали несколько запоминающихся эстрадных номеров.
В 1969 году в сотрудничестве с М. М. Жванецким Райкиным была поставлена программа «Светофор». Со временем Жванецкий, будучи автором многих текстов, с которыми выступал Райкин, стал давать собственные концерты. Райкин не принял такую самостоятельность и в 1970 году уволил Жванецкого. Вслед за ним ушли и Карцев с Ильченко. Они создали свой Одесский театр миниатюр, который выпустил три программы: «Как пройти на Дерибасовскую», «Встретились и разбежались», «Искренне ваш».
«…Я знаю только команду Ленинградского Государственного театра миниатюр под руководством […] Аркадия Райкина. […] человек там одиннадцать-тринадцать-четырнадцать артистов, не помню. Но это действительно команда. Во главе стоял абсолютно гениальный великий игрок и все ему подавали мячи. Потому что он был кровопийца и тиран как художественный руководитель. Он не терпел, если кто-то играл и кто-то забивал. То есть играть — играй, но не забивай. Ты играй на меня, а я буду забивать, я знаю, как это делать», - вспоминал Михаил Жванецкий.
Миниатюры и спектакли Аркадия Райкина отличались сатирической остротой, особенно в сравнении с другими артистами эстрады того времени, но в то же время всегда были корректны и интеллигентны.
В 1970-е годы лондонская газета писала: «Одна из самых больших заслуг Райкина состоит в том, что он представляет собой полную противоположность отвратительным, «смешным до тошноты» комикам, которых мы в таком изобилии импортируем из Соединенных Штатов. У Райкина есть что-то от Чарли Чаплина: удивительная способность живо и наглядно изображать эмоции, способность создавать образы, которые не нуждаются в пояснении. Он обладает даром проникать в самую глубь человеческих чувств…».
В последние годы отношения Аркадия Райкина с партийными властями Ленинграда стали ухудшаться, и он попросил у Л. И. Брежнева разрешения перебраться вместе с театром в Москву. В 1982 году театр переехал в Москву и был переименован в Государственный театр миниатюр, в апреле 1987 года получил имя «Сатирикон» (с 1992 — имени А. И. Райкина).
Скончался Аркадий Райкин 17 декабря 1987 года на 77-м году жизни в Москве от последствий ревмокардита. Похоронен артист на Новодевичьем кладбище.