Самойлова — единственная советская и российская актриса, чей отпечаток ладони навечно запечатлен на звездной набережной Круазет в Каннах.
Также 4 мая Международный день пожарных, День борьбы с буллингом, День памяти священномученика Ианнуария, епископа Беневентского и Проклов день, а также в этот день в 1934 году состоялось открытие Московского Дома кино, в 2001 году в Москве впервые были утверждены правила выгула собак, а в 2019 году армия сектора Газа нанесла ракетный удар по Израилю.
Подробнее поговорим об известной советской и российской актрисе, народной артистке РФ Татьяне Евгеньевне Самойловой (1934-2014), которая умерла 10 лет назад в свой день рождения в возрасте 80 лет.
Звездной ролью Татьяны Самойловой в советском кино стала роль Вероники в картине Михаила Калатозова «Летят журавли» (12+) по пьесе Виктора Розова «Вечно живые». Фильм был удостоен лауреатства «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля, а Татьяна Самойлова, отмеченная в Каннах как «самая скромная и очаровательная актриса», стала настоящей звездой советского экрана.
Стремительный взлет и забвение
Татьяна Самойлова родилась 4 мая 1934 года в Ленинграде. В 1937 году семья переехала в Москву. В школьные годы Татьяна занималась балетом. Она окончила балетную студию при МАМТ имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, и ее даже приглашала учиться в балетную школу при Большом театре Майя Плисецкая, но тяга к драматическому театру оказалась сильнее. Татьяна, воспитанная на фильмах и спектаклях отца (актера Евгения Самойлова), всегда хотела стать только актрисой.
В 1953 году девушка поступила в Театральное училище им. Б. Щукина, где познакомилась с Василием Лановым, за которого затем вышла замуж. В 1957 году молодая актриса снялась в фильме «Летят журавли», который принес ей всесоюзную и мировую известность и стал ее лучшей киноработой.
После триумфа на Каннском кинофестивале Татьяна Самойлова возвратилась в Москву, поступила в ГИТИС, была принята в Театр имени В. В. Маяковского, затем перешла в Театр имени Е. Б. Вахтангова, где работала до 1960 года. Однако после картины «Летят журавли» актриса сыграла лишь в нескольких фильмах и затем пропала с экранов.
Второй раз о Татьяне заговорили лишь спустя 10 лет, после выхода на экран фильма Александра Зархи «Анна Каренина» (0+), где ею была сыграна главная роль. Одним из ярких появлений Самойловой в кино в новое время стал документальный фильм «Нет смерти для меня» (0+), в котором актриса рассказала об одиночестве и разлуке с сыном.
Триумф картины «Летят журавли» и критика «аморального образа» Вероники
Сегодня многие знают и любят не теряющий актуальность советский художественный фильм «Летят журавли», в котором Татьяна Самойлова сыграла главную роль. Наряду с картинами «Баллада о солдате» (12+) и «Иваново детство» (12+) фильм «Летят журавли» изменил военный жанр советского кино, где ранее войну представляли как фронтовую жизнь. В этих фильмах война представлена как драма обычных людей.
Однако мало кто знает, что первые препятствия возникли еще у пьесы «Вечно живые», которая впоследствии легла в основу сценария к фильму «Летят журавли». В 1943 году, в разгар Великой Отечественной войны, драматург Виктор Розов, написав пьесу «Вечно живые», был неприятно удивлен тем, что ее запретили печатать из-за аморального облика героини, которая изменила ушедшему на фронт солдату. Целых 13 лет пьеса была под запретом, и только по прошествии долгого времени отношение к пьесе было пересмотрено.
Опубликовали пьесу лишь в 1956 году, и она сразу же стала популярной. В том же году спектаклем «Вечно живые» с участием Олега Ефремова и Светланы Мизери открылся новый театр «Современник», а режиссер Михаил Калатозов разыскал автора пьесы и попросил его написать сценарий.
При этом проблема «аморального облика» главной героини к этому времени никуда не делась. На «Мосфильме» долго не могли решить, что делать со сценой измены, но так как убрать ее из сюжета было невозможно, то данная сцена была оставлена с пометкой «спорно».
Драма «Летят журавли» вышла в прокат в 1957-м году и встретила неоднозначную реакцию. Впрочем, создатели фильма были готовы к осуждению образа Вероники, и их не удивили ни упреки в попытке оправдать измену, ни осуждения за «мелочность сюжета», ни даже слова Никиты Хрущева, который назвал героиню девушкой легкого поведения.
При этом критики в один голос восхищались художественной работой оператора, говоря, что такого в советском кино еще не было. Естественно, что все это подхлестывало зрительский интерес, однако в прокате фильм занял только 10-е место. Казалось, фильм «Летят журавли» стал всего лишь одной из заурядных советских драм и обречен на забвение. Тем не менее, его ждала удивительная судьба.
Неожиданным свидетелем съемок драмы «Летят журавли» стал 20-летний Клод Лелуш — будущая легенда французского кино. В Москве он снимал документальный фильм об СССР и оказался на легендарном «Мосфильме», где в тот момент работали над пробегом Бориса по лестнице. Молодой режиссер был так впечатлен увиденным, что по возвращении на родину связался с директором Каннского фестиваля и рассказал, что в СССР снимают грандиозное кино.
Директор фестиваля дождался премьеры, посмотрел ее и включил советскую драму в основной конкурс кинофестиваля. Правда, фильм оказался включен в программу под названием «Когда прилетают аисты», так как буквальный перевод названия на французский язык обретал грубое сленговое значение.
В СССР да и в самой Европе мало кто мог представить, что фильм «Летят журавли» получит главный приз Канн, обойдя работы лучших европейских мэтров.
Чтобы представлять фильм на кинофестивале, в Канны полетели Татьяна Самойлова и Сергей Урусевский. Режиссер в это время лежал в больнице с инфарктом, а Баталова не выпустили из страны, так как его семья считалась неблагонадежной. Самойлову собирали всей киностудией — шифоновое платье дала Галина Волчек, туфли — Зинаида Кириенко, шубу и колье с бриллиантами под расписку выделил Дом моделей.
По западным меркам одета актриса была скромно, но ее появление все равно произвело фурор. Поклонником актрисы стал даже знаменитый художник Пабло Пикассо. В СССР о советском триумфе на международном кинофестивале сдержанно рассказали в небольшой статье без фотографии. На адрес «Мосфильма» впоследствии приходили предложения для Татьяны Самойловой от западных киностудий, но ответ был всегда один: актриса очень занята.
Западному зрителю оказалось проще принять спорный образ Вероники. В Советском же Союзе героиню осуждали, ведь по сюжету Федор Иванович Бороздин, отец Бориса, врач по профессии, предлагает Веронике переехать к ним, где она сталкивается с ухаживаниями Марка, двоюродного брата Бориса. Давно влюбленный в Веронику Марк — талантливый пианист, имеет бронь и на фронт не попадает. Марк продолжает добиваться Вероники, во время бомбежки насильно вступает с ней в интимную связь и таким образом заставляет ее выйти за него замуж. Этот поступок тяжело воспринимает все семейство Бороздиных, однако, в отличие от сестры Бориса, его отец не отворачивается от Вероники.
Можно долго рассуждать о морали в советском обществе, но невозможно спорить с тем, что она действительно была высокой. Поэтому образ Вероники для многих оказался на грани порядочности и бесчестия. Тем не менее, картина «Летят журавли» была лишена излишней идеализации человеческих отношений и приближена к реальности, чем заслужила одобрение тех, кто не хотел видеть красивую сказку, а желал увидеть на экране жизнь такой, какая она есть.
Имя же Татьяны Самойловой внесено в список лучших актрис XX века. Самойлова — единственная советская и российская актриса, чей отпечаток ладони навечно запечатлен на звездной набережной Круазет в Каннах. К тому же в Париже ее именем названа аллея роз.
Последние новости России и Мира читайте здесь, на БлокнотРУ
#Новости России и мира#Новости России
#Новости мира