В 1969 году состоялась широкая премьера кинокомедии «Бриллиантовая рука», привлекшей рекордное число зрителей — 76 миллионов 700 тысяч человек. В фильме Андрей Миронов сыграл контрабандиста Гешу Козодоева.
Также сегодня День рождения телефонного аппарата, День обретения мощей святых мучеников, иже во Евгении, Маврикиев день, День открытых данных, День прогуливания уроков и День теплого одеяла, а также в этот день в 1960 году в СССР был сформирован первый отряд космонавтов, а в 2014 году - открылись XI Паралимпийские зимние игры в Сочи.
Подробнее поговорим о родившемся в этот день актере театра и кино, артисте эстрады, народном артисте РСФСР Андрее Миронове (1941-1987). Анализируя творчество Андрея Миронова, исследователи в первую очередь отмечают его многообразие и яркость. С самого начала в его работах органично соединялись гротеск и лирика, скрытая ирония и очевидный темперамент, эксцентрика и психологизм.
Для ролей актер находил самые разные краски: то шутливые, то ироничные, то акварельные, то яркие, броские. Он был разный каждую секунду и на сцене, и вне ее, постоянно находясь в поиске, все время что-то открывая и созидая. И в жизни, и в творчестве актер не любил однозначности, во всем предпочитая сложность и противоречивость. Созданные им образы часто отличались двойственностью, многоплановостью.
Говоря об Андрее Миронове, очень многие называют его уникальным актером, не похожим ни на кого. Режиссер Л. Е. Хейфец заметил, что Миронов мог быть любым, но только не заурядным, ординарным, тусклым. Он был способен создавать совершенно разные образы, от обаятельных жуликов до одержимого страстью революционера.
Детские годы
Андрей Александрович Миронов родился 7 марта 1941 года в Москве, в семье известных эстрадных артистов Александра Семеновича Менакера и Марии Владимировны Мироновой.
В 1948 году Андрей пошел в первый класс 170-й мужской школы г. Москвы. С конца 1940-х годов в СССР развернулась кампания по «борьбе с космополитизмом», имевшая антисемитский характер, вследствие чего родители Андрея приняли решение сменить сыну фамилию с отцовской на материнскую[7], и в третий класс он уже пошел с фамилией «Миронов». По рассказам одноклассников, Андрей Миронов был неформальным лидером в классе. «Его артистическая натура, природное остроумие, бурный темперамент, живость характера, доброжелательность и отзывчивость как магнит притягивали к нему товарищей», — поведал один из его школьных друзей
Первая попытка сняться в кино (в фильме «Садко»), предпринятая летом 1952 года, не удалась. Отобранный сыграть в массовке будущий актер был забракован режиссером Александром Птушко, который рассердился, увидев самовольно надетую мальчиком под сценический костюм рубашку — тот не решился надеть хламиду из дерюги прямо на голое тело. В седьмом классе Андрей дебютировал на школьной сцене — сыграл роль фон Краузе в спектакле «Русские люди» по Константину Симонову. В девятом классе он записался в школьную театральную студию, а позже — в студию при Центральном детском театре. Летом 1958 года окончил школу и поступил в Училище имени Бориса Щукина при Театре им. Е. Вахтангова.
Первые роли
В 1960 году Андрей Миронов получил свою первую роль в кинофильме «А если это любовь?» режиссера Юлия Райзмана, вышедшем на экраны 19 марта 1962 года. Фильм был резко отрицательно принят критикой, которая обвинила его в безнравственности. Однако картина имела успех в прокате.
В июне 1962 года Андрей Миронов окончил Щукинское училище с красным дипломом и был принят в труппу Московского театра сатиры, где проработал четверть века. С первых шагов в театре Миронову были присущи активность и самостоятельность. В каждой роли он проявлял инициативу, предлагал свои решения образов. В этом же году ему поступило предложение сняться в кинокомедии «Три плюс два» Генриха Оганесяна. 12 ноября состоялась премьера фильма «Мой младший брат» Александра Зархи, где Миронов сыграл роль физкультурника Юрки.
Со спектакля «Женский монастырь» в 1964 году началась широкая театральная популярность Андрея Миронова. 12 мая 1966 года в свет выходит новая кинокартина с участием актера — «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова, собравшая множество призов на иностранных кинофестивалях. В фильме Миронов исполнил роль Димы Семицветова, которая, по признанию режиссера, в сценарии была выписана одной краской и поэтому требовался актер, способный обогатить ее выдумкой и своим мастерством. Несмотря на то, что персонаж Миронова являлся второстепенным, критика выделила его работу.
Успех в кино
В 1969 году состоялась широкая премьера кинокомедии «Бриллиантовая рука», привлекшей рекордное число зрителей — 76 миллионов 700 тысяч человек. В фильме Андрей Миронов сыграл контрабандиста Гешу Козодоева. Актера на эту роль искали долго, но после того, как попробовали Миронова, Л. И. Гайдай понял, что актер найден. По заверению режиссера, комедия, да к тому же эксцентрическая, требовала от исполнителя роли не только актерского мастерства, но и спортивной подготовки.
Миронов смог соответствовать всем этим требованиям. В процессе съемок он проявил необыкновенную фантазию, придумав в фильме немало трюков, смешных деталей, реплик и даже сочинив маленькую сценку. Сам поставил полный динамики и иронии танец, исполняемый им на палубе парохода. «Очень многие вещи в фильме придуманы, найдены им, и я считаю его одним из «соавторов» фильма», — подтвердил сказанное об Андрее Миронове актер А. Д. Папанов.
Своего героя, по замечанию критики, Миронов нарисовал теплыми красками, а не сокрушал его с помощью сатиры. Актер объяснял зрителю, что Геша лишь ищет свое место в жизни и примкнул к преступникам не по причине порочности своей натуры, а из-за «юношеской лопоухости». А. Миронов наделил этого незадачливого персонажа обаянием, добротой и лукавством, создав ему некий романтический ореол. Игра актера в фильме была виртуозной и идеально соответствовала жанру и стилю кинокартины.
28 апреля 1972 года на экраны вышел приключенческий фильм «Достояние республики», быстро завоевавший зрительские симпатии и в котором Андрей Миронов сыграл одну из своих самых романтических ролей. Детективный сюжет киноленты разворачивается во времена Гражданской войны в России и завязан вокруг спасения произведений искусства, реквизированных представителями советской власти в имении богатого князя, бежавшего за границу, и похищенных авантюристами. Как главную удачу картины участие Миронова в ней отметили все. Актер сыграл в фильме «художника в мечтах, неприкаянного бродягу в действительности» Шиловского по прозвищу Маркиз. Здесь актер по-прежнему демонстрирует обаяние, музыкальность и пластичность, но в то же время раскрывает сложный внутренний мир человека, потерявшего ориентировку в вихре исторических событий.
18 марта 1974 года на широкий экран вышла кинокомедия «Невероятные приключения итальянцев в России». В фильме Миронов исполнил роль капитана милиции Васильева, которому поручено не допустить вывоз ценностей из страны. Перед предприимчивыми итальянцами он предстает общительным и предупредительным гидом «Интуриста». По мнению критики, актер полно и четко воссоздал образ современника, обобщенный и в то же время конкретный. Основную черту Васильева — бесстрашие — актер раскрыл не навязчиво, но, тем не менее, убедительно.
1977 год начался с показа четырехсерийного телефильма «12 стульев», снятого М. А. Захаровым по одноименному роману И. Ильфа и Е. Петрова, с Андреем Мироновым в роли Остапа Бендера. Перед началом съемок Миронов поделился своими мыслями о герое: «Остап Бендер очень разный: он всегда среди людей и все-таки одинок: он мечтатель и рационалист одновременно; он эгоистичен и при этом, несомненно, талантлив. Вся его беда в том, что он не находит достойного применения своему таланту, его энергия и фантазия тратятся щедро, но в конечном итоге бесцельно». Картина была тепло встречена зрителями.
1 января 1979 года на экраны вышел новый телефильм с участием А. Миронова — «Обыкновенное чудо». В 1979 году Андрей Миронов также снимается в телефильме «Фантазии Фарятьева» режиссера И. А. Авербаха по мотивам одноименной пьесы А. Н. Соколовой. В сентябре 1984 года выходит картина «Мой друг Иван Лапшин», а в 1987 году в московском кинотеатре «Мир» состоялся премьерный показ кинофильма «Человек с бульвара Капуцинов».
14 августа 1987 года, во время гастролей театра в Риге, на спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро», не доиграв последнюю сцену, Миронов потерял сознание прямо на сцене. Его отнесли за кулисы и вызвали скорую помощь. Актера доставили в нейрохирургическое отделение местной больницы, где диагностировали обширное кровоизлияние в мозг. В течение двух дней проводились мероприятия по поддержке дыхания и сердцебиения, однако 16 августа Андрей Миронов, не приходя в сознание, скончался.
В каждом спектакле, на каждом концерте, репетиции, в каждом эпизоде Миронов выкладывался до конца, без остатка, целиком отдаваясь стихии творчества, что, бесспорно, является главной чертой, отличающей истинный талант.