Создатель легендарных «Ла»: 9 июня 1960 года умер советский авиаконструктор Семен Лавочкин

ОБЩЕСТВОПрокомментируйте новость
Создатель легендарных «Ла»: 9 июня 1960 года умер советский авиаконструктор Семен Лавочкин

Лавочкин известен как создатель самолетов «Ла-5» и «Ла-7», благодаря которым советская авиация успешно крушила врага во время Великой Отечественной войны.

Также 9 июня Международный день друзей, Международный день архивов, Международный день аккредитации и День памяти священномученика Ферапонта, епископа Сардийского, а также в этот день в 1719 году Петр I поделил российские губернии на провинции и уезды, в 2000 году Владимир Путин ввел прямое президентское правление в Чечне, а в 2016 году состоялась церемония закладки российского исследовательского судна «Алмаз».

Подробнее поговорим о советском авиаконструкторе Семене Лавочкине (1900—1960), создателе легендарного самолета «Ла», благодаря которому советская авиация крушила врага во время Великой Отечественной войны.

За вклад в развитие советской военной авиации Семен Алексеевич Лавочкин (1900—1960) был удостоен воинского звания генерал-майор инженерно-авиационной службы (1944), дважды отмечен званием Герой Социалистического Труда и четырежды награжден Сталинской премией. Среди достижений Лавочкина – разработка первого в СССР самолета, достигшего скорости звука.

Семен Лавочкин

Биография выдающегося конструктора

Семен родился 30 августа (11 сентября по новому стилю) 1900 года в городе Смоленске. Молодой человек окончил городское училище в Рославле, куда семья переехала в 1908 году, а затем с золотой медалью Курскую гимназию (в 1917 году).

С 1918 года Лавочкин пополнил ряды Красной армии. В 1920 году он служил в пограничной охране, а позднее был демобилизован и направлен на учебу в Москву, где в 1927 году окончил Московское высшее техническое училище (ныне — МГТУ им. Н. Э. Баумана) и получил квалификацию инженера-аэромеханика.

После защиты дипломного проекта молодой талантливый инженер был направлен в КБ П.М. Ришара, где вскоре был назначен заведующим сектором прочности. Затем Лавочкин работал в Бюро новых конструкций, где под руководством А. Лявиля был разработан двухместный истребитель ДИ-4.

Семен Лавочкин и его самолеты

Позднее КБ было распущено, а Лавочкин перешел в Главное управление авиационной промышленности (ГУАП), где совместно с В. П. Горбуновым и М. И. Гудковым разработал истребитель из дельта-древесины ЛаГГ-3. Вместе с Горбуновым и Гудковым в 1939 году Семен Лавочкин получил служебное звание — главный конструктор по самолетостроению.

Ряд последующих моделей этого самолета — Ла-5, Ла-7 и различные их модификации, созданные уже в ОКБ-21 под руководством Лавочкина в городе Горьком (назначен начальником ОКБ-23 ноября 1940 года), обнаружили высокие боевые качества и сыграли важную роль в ходе Великой Отечественной войны.

Вскоре приказом НКАП от 6 июля 1943 года М. И. Гудков был лишен звания главного конструктора, а коллектив ОКБ-301 в городе Горьком, который он возглавлял, был передан в ОКБ-21 С. А. Лавочкина. В октябре 1945 года после возвращения из города Горького Лавочкин был назначен начальником ОКБ-301 в городе Химки Московской области, где продолжил работу над самыми современными на то время самолетами.

Семен Лавочкин

После войны Лавочкин работал над созданием реактивных самолетов. В его ОКБ-301 были разработаны серийный «Ла-15» и многие опытные реактивные истребители.

В 1954 году Лавочкин расширил собственные горизонты и начал работу над межконтинентальной сверхзвуковой крылатой ракетой «Буря», а также принимал активное участие в разработке зенитно-ракетной системы С-25 («Беркут») из 22 радиолокационных станций дальнего обнаружения, 56 зенитно-ракетных комплексов, дважды окружающих Москву, 7 технических баз и 14 командных пунктов управления, которая защищала столицу около 30 лет.

Семен Лавочкин умер от последствий острой сердечной недостаточности на полигоне Сары-Шаган 9 июня 1960 года при испытании системы ПВО «Даль».

Самолет "Ла-5"

Самолеты Лавочкина в воздушных боях и на охране мирного неба

Первый полет легендарного истребителя «Ла-5» состоялся в 1942 году. Всего за время серийного выпуска было изготовлено 10 002 самолета «Ла-5» всех модификаций. «Ла-5» участвовал в боях практически на всех фронтах Великой Отечественной войны.

Первые «Ла-5» стали поступать в строевые авиачасти во второй половине 1942 года. Летчики быстро оценили новый самолет как очень хороший, а техники были довольны отсутствием системы водяного охлаждения, которая причиняла много неудобств в полевых условиях. Переучивание летного состава происходило как в запасных истребительных авиационных полках, так и во фронтовых условиях.

Боевое крещение «Ла-5» получил 14 августа 1942 года в составе 1-й воздушной армии в районе Ульяново — Сухиничи — Козельск. С 14 по 24 августа 1942 года летчики полка на 19 самолетах (тогда под маркой «ЛаГ-5») совершили 180 боевых вылетов, налетав 130 часов. В 27 воздушных боях летчики полка сбили 16 самолетов противника. В полку за это время было сбито только самолетов Лавочкина.

Самолет "Ла-5"

С 20 августа 1942 года «Ла-5» появился под Сталинградом. Полк приступил к боям 20 августа 1942 года и до 29 августа 1942 года совершил 109 боевых вылетов, провел 58 воздушных боев, сбил 10 самолетов.

Несмотря на то, что из-за отсутствия достаточного количества опытных пилотов потери были большие, «Ла-5» сразу же хорошо зарекомендовал себя. Для немецких летчиков появление нового самолета стало очень неприятной неожиданностью. После Сталинградской битвы «Ла-5» перестал быть для немцев редкостью, самолеты этого типа стали появляться на всех участках советско-германского фронта.

Наиболее широко «Ла-5» применялся во время Курской битвы. Именно здесь (на аэродроме п. Уразово), на «Ла-5», открыл свой боевой счет знаменитый советский ас Иван Кожедуб. Во время сорокового боевого вылета 6 июля 1943, Кожедуб сбил свой первый немецкий самолет, бомбардировщик Юнкерс Ю-87. К концу Курской битвы Кожедуб одержал девять воздушных побед, и был награжден Орденом Боевого Красного знамени.

Самолет "Ла-7"

На самолете «Ла-5» также летал знаменитый советский летчик Алексей Маресьев, лишившийся ног и несмотря на это сумевший на протезах вернуться в боевую авиацию.

В 1947 году самолеты «Ла-5» и его модификации были официально сняты с вооружения.

Самолет «Ла-7», появившийся в 1944 году, считается лучшим истребителем Второй мировой войны. Серийное производство «Ла-7» продолжалось до 1945 года. Всего было изготовлено 5905 самолетов.

Боевое крещение «Ла-7» получил 24 июня 1944 года под Барановичами. В воздушном бою пилоты 176-го гвардейского ИАП сбили два немецких Fw-190, не понеся потерь со своей стороны. Поскольку новыми истребителями советское командование комплектовало лучшие авиаполки, то противостоять «Ла-7» приходилось отборным немецким соединениям — например, таким как 54-я истребительная эскадра Люфтваффе «Грюнхерц».

Самолет "Ла-7"

Следом за «Ла-7» Семен Лавочкин разработал «Ла-9» — одномоторный поршневой истребитель. Первый его полет состоялся в 1946 году. Серийный выпуск «Ла-9» продолжался с 1946 по 1948 год. Впоследствии на базе «Ла-9» был выпущен двухместный учебно-тренировочный самолет «Ла-9УТИ».

В дальнейшем под руководством Лавочкина были выпущены одноместный дальний истребитель сопровождения «Ла-11», одноместный реактивный истребитель «Ла-15», экспериментальный истребитель с прямоточным воздушно-реактивным двигателем «Ла-126ПВРД», «Ла-150», «Ла-160» и другие самолеты.

Семен Лавочкин за работой

В 1960 году, сразу после смерти Лавочкина решением правительства ОКБ-301 получило новое наименование — «Машиностроительный завод имени С. А. Лавочкина». Ныне это НПО имени С. А. Лавочкина. Имя С. А. Лавочкина носят улицы во многих российских городах.

«Десятки детей похоронены заживо»: Израиль разбомбил лагерь палестинских беженцев в секторе Газа

Подвергалась замалчиванию, цензуре и преследованиям: 135 лет назад родилась Анна Ахматова

Новости СВО: нападение ВСУ на Донецк, обрушение фронта в Торецке и сотни гробов из Волчанска

Комментировать
Эту новость прокомментировали раз

Яна Троянова* заявила о намерении стать президентом России: «Я - человек из народа!»

КУЛЬТУРА

Актриса оскандалилась на Родине и теперь не скупится на резкие высказывания в её адрес

В Волгограде мигрант изнасиловал женщину в туалете «Пятёрочки»

Происшествия

Мужчина скрылся на белых «Жигулях» с адыгейскими номерами.

Лето только началось: адскую жару и другие погодные аномалии фиксируют во всем мире

В МИРЕ

В США — предупреждения о жаре, на Балканах — отключения света, в России — ливни и ураганы.

«20 минут был без сознания»: в Воронежской области полицейский избил подростка 

Происшествия

По словам матери мальчика, правоохранители просили очевидцев откататься от показаний.

Срочно продавать: известный бизнесмен призвал избавляться от долларов

Деньги

По его словам, экономика США находится на грани краха.