Спасение челюскинцев: 90 лет назад семеро летчиков стали первыми в истории Героями Советского Союза

ОБЩЕСТВООбсудить в телеграм
Спасение челюскинцев: 90 лет назад семеро летчиков стали первыми в истории Героями Советского Союза

13 февраля 1934 года в Чукотском море в результате сильного сжатия пароход «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов.

Также 20 апреля Национальный день донора крови, День мобилизационных подразделений МВД РФ, День поисков смысла жизни, День памяти преподобного Георгия, митрополита Митиленского, День китайского языка и Акулинин день, а также в этот день в 1938 году в УССР было принято постановление об обязательном изучении русского языка во всех школах, в 1988 году в Москве был заложен первый в СССР бейсбольный стадион, а в 2018 году Россия и Украина прекратили сотрудничество в сфере информации.

Подробнее поговорим о первых в истории Героях Советского Союза – летчиках, спасших пассажиров и экипаж парохода «Челюскин».

2 августа 1933 года, взяв на борт 112 человек, пароход «Челюскин» вышел из Мурманска во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию. На трудных участках пути в проводке «Челюскина» планировалось участие ледоколов.

Пароход "Челюскин"

«Челюскин» дрейфовал вместе с экипажем в течение почти пяти месяцев. 4 ноября 1933 года благодаря удачному дрейфу вместе со льдами «Челюскин» вошел в Берингов пролив. До чистой воды оставались считанные мили. Однако затем судно было увлечено назад, в северо-западном направлении.

Гибель парохода, жизнь на льду и спасение

13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов. Опасаясь подобного исхода, экипаж заранее подготовил все необходимое для выгрузки на окружающие льды.

Последними с «Челюскина» сходили начальник экспедиции Шмидт, капитан корабля Воронин и завхоз экспедиции Борис Могилевич. На лед удалось перенести кирпичи и доски, из которых строили бараки. В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека (8 человек по разным причинам покинули пароход еще около острова Колючин).

Затертый во льдах "Челюскин"

Через два дня после крушения судна в Москве была образована специальная комиссия, которую возглавил Валериан Куйбышев. Эвакуация лагеря осуществлялась с помощью авиации.

5 марта 1934 года летчик Анатолий Ляпидевский на самолете АНТ-4 пробился к лагерю и снял со льдины десять женщин и двоих детей. Следующий рейс был совершен только 7 апреля. За неделю летчики Василий Молоков, Николай Каманин, Михаил Водопьянов на самолетах Р-5, Маврикий Слепнев на самолете «Консолидейтед-Флитстер» 17AF и Иван Доронин на «Юнкерсе» W 33 вывезли на материк остальных челюскинцев. Последний рейс был совершен 13 апреля 1934 года.

Летчики, снявшие челюскинцев со льдины, стали первыми Героями Советского Союза и были награждены высшей наградой СССР — орденом Ленина. Впоследствии, в 1939 году им вручили вновь учрежденный знак особого отличия Героев Советского Союза — медаль «Золотая Звезда». Звания Героя Советского Союза был удостоен также летчик Сигизмунд Леваневский, хотя из-за аварии самолета ему не довелось снять со льдины ни одного челюскинца.

Герой Советского Союза летчик Анатолий Ляпидевский

Семеро смелых

Анатолий Ляпидевский, удостоившийся самой высокой чести — стать первым среди первых Героев Советского Союза — был одним из самых молодых (моложе него, и то всего на год, только Каманин) участников легендарной семерки. В авиацию он пришел в 1927 году, окончив Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а затем и Севастопольскую военную школу морских летчиков.

В апреле 1933 года уволенный в запас Ляпидевский перешел на работу в гражданскую авиацию. Сначала летал рейсовым пилотом на Дальнем Востоке, а потом попросил о переводе в только что организованное Управление воздушной службы Главного управления Севморпути — полярную авиацию. Меньше, чем через год, после 29 неудачных вылетов в пургу и метель 5 марта 1934 года Анатолий Ляпидевский стал первым из летчиков спасотряда, которому посчастливилось найти челюскинцев и приземлиться на крохотный участок ровного льда, расчищенный зимовщиками: всего 150 на 450 метров.

Спасение челюскинцев

Летчик и не предполагал, что этот первый рейс, за который он эвакуировал всех десятерых женщин и двоих детей станет для него и последним в спасательной эпопее. При подготовке ко второму полету к челюскинцам самолет Ляпидевского во время перелета из Уэлена в Ванкарем, где располагался штаб спасательной операции, совершил вынужденную посадку во льдах, подломив стойку шасси. Самолет удалось отремонтировать и поднять в небо только 25 апреля. О том, что он стал первым в истории Героем Советского Союза, Ляпидевский узнал с опозданием на пять дней: после аварийной посадки не работала рация.

Герой Советского Союза летчик Николай Каманин

Второй Герой Советского Союза был самым младшим из «великолепной семерки». Чтобы в 1927 году стать курсантом Ленинградской военно-теоретической школы ВВС, Николаю Каманину пришлось слукавить и прибавить себе лишний год. Потеряв два самолета, отряд Каманина долетел до Ванкарема и с 7 апреля приступил к эвакуации челюскинцев. В первый день Каманин с Молоковым вывезли из лагеря на Большую землю шесть человек, сажая по три пассажира в кабину, где в обычное время размещался один летчик-наблюдатель. В общей сложности самому молодому из летчиков-героев удалось эвакуировать в Ванкарем 34 человека — это второй по результативности показатель среди всех семерых пилотов.

Самым же результативным стал Василий Молоков. Армейскую службу он начал еще в Русском императорском флоте в 1915 году на Балтике, а после революции сумел совместить службу по призыву со службой по призванию, став механиком в морской авиации. В 1921 году Молоков окончил Самарскую школу морских летчиков и вернулся туда, где начинал службу, — на Балтику, а в 1932 году стал одним из первых полярных летчиков.

Герой Советского Союза летчик Василий Молоков

Участие Молокова серьезно помогло спасательному отряду «Челюскина»: Молоков неплохо знал коварный характер Севера и умел летать в арктических условиях. Не случайно он стал самым результативным летчиком «великолепной семерки»: в общей сложности Молоков эвакуировал на своем Р-5 39 челюскинцев. Например, 11 апреля Молоков четырьмя рейсами вывез 20 человек — по пять за раз. Для этого ему пришлось сажать людей не только в кабину летчика-наблюдателя, но и в подкрылевые парашютные ящики — полутораметровые фанерные «сигары», где можно было только лежать, согнув колени.

В операции также принял участие летчик Сигизмунд Леваневский. 29 марта 1934 года, в разгар спасоперации Слепнев на одном самолете и Леваневский с Ушаковым на другом вылетели из американского Нома в Ванкарем. Но долетел туда лишь Слепнев. Леваневский из-за сильного обледенения совершил вынужденную посадку, разбив самолет. Но он все-таки доставил руководителя операции к пункту назначения, хотя и пешком.

Герой Советского Союза летчик Сигизмунд Леваневский

Летчик Маврикий Слепнев был самым профессиональным. Профессию Слепнев начал осваивать раньше всех других членов семерки — в годы Первой мировой войны. Слепнев в первый же рейс 3 апреля вывез из лагеря пятерых челюскинцев. А 12 апреля именно Слепневу доверили еще одну сложную задачу: доставить тяжело заболевшего Отто Шмидта из Ванкарема в аляскинский Ном и заодно вернуть домой авиамехаников Клайда Армстедта и Уильяма Лавери.

Герой Советского Союза летчик Маврикий Слепнев

Летчик Михаил Водопьянов пришел в авиацию позднее всех остальных. За три полета к челюскинцам Водопьянов вывез 10 человек, доказав, что не зря настаивал на своем включении в состав отряда спасателей. Он же был и участником последнего полета на льдину 13 апреля — вместе с Николаем Каманиным и Василием Молоковым.

Герой Советского Союза летчик Михаил Водопьянов

Опытнейший летчик Иван Доронин потерпел аварию в первом же вылете к челюскинцам, но не по своей вине: при посадке лыжа самолета ПС-3, на котором летел Доронин, наткнулась на намерзший за ночь ледяной заструг, вильнула в сторону, ударилась о другой заструг и сломалась. Машину довольно быстро привели в порядок, но за время челюскинской эпопеи Доронин успел совершить всего один полет и вывезти двух человек. Это, впрочем, никак не повлияло на решение присвоить ему звание Героя Советского Союза — в числе других семерых героев.

Герой Советского Союза летчик Иван Доронин

Всего летчики совершили 23 рейса, перевозя людей в чукотское становище Ванкарем, находящееся в 140—160 км от места ледовой стоянки. В результате были спасены все 104 человека, которые провели два месяца на льдине в условиях полярной зимы.

Последние новости России на сегодня читайте здесь, на БлокнотРУ


#Россия
#Новости
#Новости России
#Россия последние новости на сегодня

Пророчество или утечка? За три дня до удара РФ в сети вспомнили о композиции «Песняров» «Орешник»

Погасили Вечный огонь и устроили танцы на костях: как мигранты оскверняют в России память героев

Плакали и отправляли прощальные смс родным: круизный лайнер с 5 тысячами человек на борту накренился от ветра на 45 градусов

Комментировать
Эту новость прокомментировали раз

«Мы только приветствуем мигрантов!»: россиян возмутили слова Дмитрия Пескова о том, что Россия нуждается в приезжих

Актуальный вопрос

Пресс-секретарь президента России заявил: стране необходимы мигранты для динамичного развития на фоне сложной демографической ситуации.

«Этим титулом я горжусь»: Байден забыл кто он и назвал себя своим мужем

ПОЛИТИКА

На ужине в Белом доме Байден при всех перепутал себя со своей женой

Его убили: экс-разведчик Пентагона, попросивший Путина о гражданстве, неожиданно скончался

В МИРЕ

Незадолго до смерти Скотт Беннетт разослал друзьям сообщения, в которых отмечал, что не планирует никакого самоубийства.

Новый украинский фольклор: киевский режим создал особый жанр, чтобы скрыть животный страх

В МИРЕ

Украинские СМИ и телеграм-каналы рассказывают народу сказки о том, что у России всего 3 "Орешника", ATACMS мощнее, а Storm Shadow "разнесли бункер Путина".

Сопоставим по мощи с ядерным оружием: Путин раскрыл тайны «Орешника» на экстренной встрече с руководством Минобороны и ОПК

ОБЩЕСТВО

Президент назвал удар по Днепру «успешным испытанием» и заявил о том, что в России начинается серийное производство «Орешника».